Здравствуйте!
Мир глазами победителей. Работа с убеждениями
Доступна аудиоверсия конспекта! Скачать ее вы можете здесь.

Однажды один старец сидел около оазиса, у входа в один ближневосточный город. К нему подошел юноша и спросил: «Я ни разу здесь не был. Какие люди живут в этом городе?»

Старец ответил ему вопросом: «А какие люди были в том городе, из которого ты идешь?»

«Это были эгоистичные и злые люди. Впрочем, именно поэтому я с радостью уехал оттуда…»

«Здесь ты встретишь точно таких же», – ответил ему cтарец…

Немного погодя, другой человек приблизился к этому месту и задал тот же вопрос:

«Я только что приехал. Скажи мне, добрый человек, какие люди живут в этом городе?»

Старец ответил тем же: «А скажи, сынок, как вели себя люди в том городе, откуда ты пришел?»

«О, это были добрые, гостеприимные и благородные души. У меня там осталось много друзей, и мне нелегко было с ними расставаться».

«Ты найдешь таких же и здесь», – ответил cтарец.

И пусть ваше Бессознательное само сделает из этого необходимые выводы…

Барьеры внутри нас

До 1954 года у человечества было интересное массовое заблуждение – считалось, что невозможно пробежать милю быстрее, чем за 4 минуты. Это подтвердили даже ученые, соотнеся физиологические возможности человека, сопротивление воздуха и прочие параметры, было достоверно установлено: это невозможно.

Об этом знали все профессиональные бегуны, и рекорды ставились четко в этих временных границах. Так продолжалось до тех пор, пока англичанин Роджер Баннистер не побил этот рекорд, пробежав милю за 3 минуты 59,4 секунды. Это было сенсацией – не каждый день совершается невозможное. Дальше было еще интереснее. Вскоре за Баннистером австралиец Джон Лэнди улучшил этот результат. Затем и другие бегуны один за другим били рекорд, пробегая милю меньше чем за 4 минуты. На сегодняшний день рекордное время на 15 секунд меньше, чем то, которое показал Баннистер.

Идея о том, что пробежать милю быстрее, чем за 4 минуты, нельзя, выступала вполне реальным ограничителем физиологических возможностей бегунов. Они бежали изо всех сил, но что-то останавливало их, не давало преодолеть этот барьер. Это «что-то» и составляет предмет нашего сегодняшнего глубочайшего интереса, ведь если мы научимся определять и убирать такие внутренние рамки и границы, актуальные для нас, то перед нами откроются действительно безграничные возможности для улучшения качества жизни.

Благополучники, неблагополучники, середняки

В любые времена среди общей массы людей всегда находились те, кто при прочих равных условиях достигал успеха и благополучия – их называют Победители, или Благополучники. Также находились и те, кто при таких же условиях терпели неудачу – неудачники, проигравшие, неблагополучники. Основная масса, при этом, находилась где-то посередине, выступая своеобразными середняками.

Конечно же, психологов и психотерапевтов привлек вопрос – чем же отличаются эти люди, при прочих равных условиях, материальных, физиологических, социальных и прочих, достигающие разных уровней Благополучия?

Многочисленные исследования привели к интересному ответу – ключевые различия кроются в их восприятии. Себя, своих способностей и возможностей, других людей, различных областей жизни, мира – в целом и т.д.

Возник следующий вопрос – как надо смотреть на этот мир, чтобы стать Благополучным? Каков мир глазами победителей?

Воплощение ожиданий

Чтобы ответить на этот вопрос, нам предстоит разобраться в том, из чего строится восприятие, почему оно влияет на качество жизни, и какими характеристиками оно должно обладать, чтобы делать человека благополучным – эффективным и счастливым.

Этот вопрос помогают прояснить исследования американского психолога Роберта Розенталя.

Роберт Розенталь одной группе студентов дал для опытов якобы специально выведенную породу крыс с высоким интеллектом. А другую группу предупредил, что они будут работать с «глупыми» крысами. Тем и другим нужно были так выдрессировать животных, чтобы они быстро научились проходить лабиринты. Студенты, которые были заранее предупреждены, что имеют дело с особо одаренной породой крыс, обучили своих хвостатых подопытных гораздо быстрее тех, кто считал, что работает с бестолковыми. На самом деле всем студентам для опытов были даны самые обыкновенные грызуны.

Наши ожидания подтверждаются, воплощаясь в конкретный результат. Этот феномен в психологии получил название «Эффект Розенталя» (он же «Эффект Пигмалиона»), который гласит: ожидания личностью реализации пророчества во многом определяют характер её действий и интерпретацию реакций окружающих, что и провоцирует самоосуществление пророчества.

Этот феномен подтвердился и в результате другого оригинального эксперимента:

Тот же Розенталь и его коллега Джекобсон попросили учителей в течение года заниматься с классом, который прошел тесты на коэффициент интеллекта (IQ). Результаты тестов якобы показывали их уровень одаренности. Конечно, учителя полагали, что школьники, получившие высокий балл за тест, смогут закончить учебный год с высокими показателями. На самом деле этот тест ничего не предсказывал: учителям дали ложные списки с ложными результатами. В конце года дети снова прошли этот тест и было подсчитано изменение показателя IQ.

Дети, от которых учителя ожидали более высоко интеллектуального роста (а среди них были и дети с низким интеллектом), показали значительное повышение IQ. Выходит, что когда учителя ожидают от определенного ученика отличных знаний, то тот, скорее всего, их продемонстрирует. И наоборот.

Как мы видим, наши ожидания не просто придают окраску нашему восприятию – они воздействуют на объективную реальность, меняя ее в соответствии с собой, включая влияние на других людей, и даже на события окружающего нас мира.

Откуда берутся ожидания и как на них влиять?

Теперь понятно, что ожидания напрямую формируют реальность нашей жизни. Как же на них влиять, и выстраивать наилучшим образом, чтобы они сами приводили нас к счастью, здоровью, любви, богатству?
Психологи и психотерапевты выяснили, что на ожидания влиять никак не надо, так как они являются всего лишь отражением других внутренних структур человека – убеждений, или, как их еще называют, верований. Вот на них и стоит влиять.

Убеждения и нейрологические уровни

Убеждения – это система обобщений человека о себе, других и мире, на основе которых строятся ожидания и формируется целостное восприятие человеком его реальности.
Другими словами, это правила, по которым человек живет. То, во что он верит и, соответственно, что он реализует в своей жизни.

Важность и сила убеждений хорошо видна в модели «Нейрологические уровни» Сергея Викторовича Ковалева, принятой в Интегральном нейропрограммировании. Это – своеобразные уровни, описывающие и организующие наши взаимодействия с реальностью от простого (окружение – что нас окружает) к сложному (смысл – зачем мне этот мир?). Убеждения занимают один из верхних нейрологических уровней. Любое изменение здесь влечет изменения всех нижележащих структур.

s4

Приведем пример. Если у человека есть убеждение, что деньги – это зло, то каким образом такое убеждение будет формировать его реальность?

На уровне ценностей человек будет избегать материального блага – ценность богатства будет либо отсутствовать вообще, либо находиться в самых низах ценностной иерархии.

Соответствующим образом будет формироваться мотивация и повседневный выбор человека. В намерения человека на бессознательном уровне будут входить уход, избегание денег, желание быть без денег. Если они у него появятся, он их немедленно потратит, потеряет, сделает так, чтобы их украли – все это на бессознательном уровне. Потому, что это – зло.

Способности будут направлены на избавление от денег.

Поведение будет строиться по принципу избегания возможностей обрести деньги, их игнорирования.

В окружение такого человека никогда не войдут люди с деньгами, или люди, которые могут принести деньги этому человеку. А если войдут, долго там не продержатся. Он создаст невыносимые условия для их нахождения там.

Какой будет результат? Человек будет без денег.

Предположим, он разглядел это убеждение и поменял его на новое, например: «Деньги расширяют мои возможности». Что произойдет в этом случае?

Немедленно возникнет ценность материального благосостояния. Это создаст систему мотивации на обретение денег.

Появятся цели и намерения – человек захочет обрести деньги, у него сформируется образ желаемого будущего и ресурсы бессознательного будут направлены на достижение этой цели.

Подключатся необходимые для достижения целей способности. Нахождение денег, подключение необходимых умений и компетенций для их получения.

На уровне поведения человек будет открыт деньгам – он будет их везде видеть, находить, притягивать в свою жизнь.

Окружение само выстроится вокруг такого человека. Это будут люди с деньгами. Это будут люди, которые будут давать деньги этому человеку.

Результат будет совершенно другим. Человек будет с деньгами.

Правда, если сумеет обнаружить и проработать другие мешающие ему убеждения, связанные с этой темой: касательно их получения (деньги достаются с трудом), заслуженности (я не заслуживаю иметь деньги), возможности (деньги это не про меня), способностей (мне не дано иметь деньги) и так далее. Как вы можете представить, наложив любое из таких убеждений на нейрологические уровни, каждое из них будет ощутимо влиять на все стороны реальности человека, определяя его успешность, или неуспешность в этой жизненной сфере.

Это справедливо для любой сферы жизни. Если человек хочет выздороветь, ему предстоит создать убеждение, что он может это сделать. Если он хочет встретить свою вторую половинку, человеку предстоит поверить в то, что это возможно. Если он хочет найти работу своей мечты, ему также предстоит обрести соответствующие убеждения. Это актуально для всего.

С чего начинается Мир глазами победителя?

Мы выяснили, что восприятие благополучного человека формируется на основе анастрофических (позитивных) ожиданий, которые, в свою очередь, базируются на экологичных (помогающих жить) убеждениях.
При этом сами по себе ожидания пытаться менять не надо – они являются продуктом убеждений, их отражением. Когда мы создаем правильные убеждения, у нас сами собой возникают соответствующие ожидания.
Чтобы смотреть на мир глазами победителя и стать им, нам предстоит создать убеждения победителя.

От слов — к делу

Когда мы разобрались в основах, мы можем подойти к практическим вопросам. И первое, что я предлагаю Вам сделать, это выбрать сферу жизни с которой вы хотите работать.

В Интегральном нейропрограммировании Благополучие формируется из пяти сфер жизни: здоровье, любовь и секс, деньги, работа, взаимоотношения (см. модель «Звезда Благополучия»).

Звезда Благополучия С.В. Ковалева

Выберите сферу, качество которой вы хотите улучшить, благодаря проработке убеждений. Оцените уровень вашего благополучия в ней по шкале от 0 до 10. Определите, что именно вы хотите изменить, и по каким признакам вы поймете, что это вам удалось? Что изменится в вашей жизни?

Задача нашего клуба – чтобы каждый слушатель научился прорабатывать убеждения самостоятельно. То, что мы сейчас выбираем только одну сферу, не говорит о каких-либо ограничениях в работе. Мы просто освоим принципы и технологии работы на одном конкретном примере, после чего вы сможете прорабатывать систему убеждений по всем областям жизни для себя и для других людей в удобном для вас режиме.

Экологичные и неэкологичные убеждения

Давайте разберемся, какие бывают убеждения? Две основные категории – это убеждения неэкологичные – ограничивающие, и убеждения экологичные – расширяющие возможности человека.
Убеждение, что милю нельзя пробежать меньше, чем за 4 минуты – ограничивающее. Убеждение, которое говорит, что это сделать можно – расширяющее возможности.

При этом важно отметить, что мы не стремимся дать оценки убеждениям, как плохие, или хорошие. Они – продукт нашей психики, а значит направлены в помощь нам. У каждого убеждения, даже самого, казалось бы, отрицательного, есть позитивное намерение. Если вы поразмышляете, то всегда найдете его. Например, убеждение, что деньги – зло, содержит в себе намерение защитить нас, а значит обеспечить выживание в этом мире.

Один из ключевых аспектов изменений в Экзистенциальном нейропрограммировании заключается в переходе от выживания к Жизни.
Нам предстоит принять наши ограничивающие убеждения, и с благодарностью их отпустить, как один из пережитков нашего выживания. Перестать адаптироваться к реальности, и начать самим ее формировать, взять ответственность за свою жизнь, стать хозяевами своей жизни. Для этого давайте посмотрим, откуда берутся ограничивающие убеждения.

Как и когда возникают ограничивающие убеждения?

Как выяснили психологи и психотерапевты, около 80% убеждений закладываются в детстве – в период от 0 до 4 лет. Поскольку любой ребенок в раннем детстве зависим, а потому довольно уязвим психологически; склонен обобщать, делать иррациональные выводы. Именно здесь, под влиянием родителей, которые часто допускают достаточно грубые ошибки в общении с ребенком, и в его воспитании, формируются ограничивающие убеждения.

Эта карта закрепляется как способ адаптации, который, при всех его ограничениях, все же позволяет выживать в этом мире, и за неимением других альтернатив, рассматривается бессознательным, как годный.

Так, ребенок, которому уделяют внимание только тогда, когда он заболевает, вырабатывает способ адаптации к жизни через болезнь. Поскольку для ребенка главное – внимание и желанность, а получает он это только заболевая, логику бессознательного понять довольно просто. Если ребенок радуется, чем раздражает усталых родителей, его бессознательное безошибочно считает эти реакции, и сделает соответствующие выводы о том, что радоваться в этой жизни не стоит, да и нечему. Или, например, ребенку дали деньги и отправили за хлебом, а он приволок килограмм конфет. Рассерженная реакция родителей и брошенная вгоряче фраза «тебе вообще нельзя доверять деньги», вполне вероятно, сформирует соответствующее ограничивающие убеждение о деньгах. И так далее.

Проблема заключается в том, что однажды сформировавшись, убеждение, как правило, уже не меняется. И, уже взрослый мужчина, забыв о ситуации с хлебом и конфетами, все еще терпит неудачи в деньгах, саботируя собственное благосостояние всеми способами. Другая взрослая женщина, у которой возникло убеждение, что ее никто никогда не полюбит (кто знает, на основе чего она сделала такой вывод), делает невыносимым существование рядом с ней любого нормального мужчины, который обратит на нее внимание.

Став взрослыми, мы можем сами выбирать, как смотреть на мир, как на него реагировать, и какие ожидания воплощать. Чтобы разобраться в том, как менять убеждения, давайте посмотрим, как они кодируются в нашей психике.

Убеждения в структуре человеческой психики

Большинство наших психических процессов (около 96%) происходят бессознательно, то есть нами никак не осознаются. Здесь же, в бессознательном, закодированы все наши убеждения. Соответственно, если мы хотим что-либо поменять в структуре нашего восприятия, нам предстоит обратиться к своему бессознательному, сделав это на его языке.

В Экзистенциальном нейропрограммировании С.В. Ковалевым разработана система кодов человеческой психики. Перечислим эти коды по мере усложнения: модальности и субмодальности (VAKD), психосемантика, пространство, символы. На использовании этих кодов базируются все психотехнологии изменения убеждений.

Чтобы выстроить правильную последовательность работы с убеждениями, давайте посмотрим, с какими их разновидностями нам предстоит иметь дело.

Разновидности убеждений

Давайте вместе подумаем. Вспомните ограничивающие убеждения, например, в сфере денег, которые есть у вас, или у ваших знакомых.
— вечно мне не хватает денег…
— у твоих родителей никогда не было много денег, и у тебя не будет…
— я и деньги вещи несовместимые…
— деньги честным трудом в нашей стране не заработаешь…
— у меня никогда не будет много денег…

И так далее. Их таких может быть бесконечное количество. Это все – карты, обобщенные формулировки, которые задают параметры восприятия через формирование негативных ожиданий. Другими словами, все это – ограничивающие убеждения. И, при этом, обратите на них внимание. Они чем-то отличаются друг от друга. Чем? Чтобы это понять, обратимся к модели Сергея Викторовича Ковалева Мерседес-СК.

Модель Мерседес-СК

Модель Мерседес СК

Модель разработана С.В. Ковалевым и представляет собой совокупность пяти психологических компонентов – поведение, состояние, убеждения, Образы «Я» и взаимодействие с окружением.

Любую ситуацию нашей жизни можно разложить по этим составляющим. Мы себя как-то ведем в ней, что-то испытываем, во что-то верим, как-то себя воспринимаем, и как-то взаимодействием с окружающим миром. Это может быть экологично, то есть помогать жизни, или неэкологично, то есть мешать жизни. Если ситуация нас чем-то не устраивает, эта прекрасная модель помогает выявить проблемы, неудачные способы адаптации.

Например, мы чувствуем, что как-то не везет в личной жизни. А куда смотреть – непонятно. Берем эту модель и смотрим каждый из компонентов:
Поведение. Мы себя как-то не так ведем? Волнуемся, ревнуем, психуем?
Состояния. Мы чувствуем какой-то страх, одиночество, неудовлетворенность?
Убеждения. Мы не верим в то, что все будет хорошо? Что мы сможем встретить подходящую половинку?
Образ Я. Мы сами себя не принимаем в этой ситуации? С нами «в общем» что-то не так?
Взаимодействия с окружением. Нами манипулируют, используют нас, не любят?

Под каждый компонент предусмотрены свои психотехнологии, которые помогают не только выявить проблему, а еще и быстренько ее решить. Эта же модель поможет нам классифицировать убеждения, чтобы эффективно их проработать.

Модифицированная модель Мерседес-СК для работы с убеждениями

Давайте вернемся к сформированному нами списку, и посмотрим на него сквозь призму модели Мерседес-СК. Обратив внимание на приведенные здесь компоненты, мы можем сформулировать такие разновидности убеждений:

Модель Мерседес СК

Дежурные жалобы (соответствуют состояниям)
– вечно мне не хватает денег…

То, что люди любят повторять. Это – так называемые дежурные жалобы, которые мы вольно, или невольно произносим в моменты трудностей, стресса и других негативных состояний. Дежурные жалобы не являются глубинными верованиями, но имеют все шансы для того, чтобы ими стать, создавая эффект самопрограммирования. Эта разновидность убеждений наиболее простая для выявления и проработки (отрабатывается с применением дискретного, вербального кода), однако недооценивать опасность дежурных жалоб не стоит. При проявлении должной активности, это ограничивающее послание очень скоро станет другой, более глубинной разновидностью убеждений.

Мысли-вирусы (окружение)
– у твоих родителей никогда не было денег, и у тебя не будет…

Такие идеи похожи на вирусы. Они чужеродны нашей системе убеждений, так как не формируются внутри нас самостоятельно, а как бы приходят извне, от нашего окружения. Если такая мысль-вирус попадает на благодатную почву сомнений, стресса или беспокойства, она имеет все шансы интегрироваться в вашу систему убеждений, попутно сформировав самообоснования и самоподтверждения. Это несмотря на то, что в большинстве случаев они логически несостоятельны. В результате появления соответствующих ожиданий очень скоро мысль-вирус начнет воплощаться, как бы подтверждая саму себя.

Самоопределения (соответствуют образам «Я»)
– я и деньги вещи несовместимые…

Самоопределения – это идеи, которые мы связываем с собственным образом «Я». Эта разновидность убеждений тесно связана с верованиями, которые, в отличие от мыслей-вирусов, формируются из нашего личного опыта, и тесно переплетается с нашими представлениями о самих себе. Эти две категории убеждений рекомендуется прорабатывать в связке – сначала меняем самоопределение, создавая новое представление о себе самом, а затем сюда интегрируется новое верование, которое конгруэнтно (соответствует) новым представлениям о себе. Например, самоопределение «я та, которую обманывают мужчины» и верование «мужчины обманывают». Заменой может быть связка «Я та, которая привлекает в свою жизнь честных, искренних мужчин» и «в моем окружении есть подходящие мужчины».

Верования (соответствуют убеждениям)
– деньги честным трудом в нашей стране не заработаешь…

Верования – это идеи, описывающие нашу внутреннюю и внешнюю реальность. То, во что мы верим. Верования формируются из нашего опыта, вплетаются в систему убеждений и не поддаются вербальной, логической или любой другой сознательной проработке. Помните историю про психиатра и пациента, думающего, что он труп?

Пациент отказывался есть и ухаживать за самим собой, утверждая, что он уже труп. Психиатр потратил немало часов, безуспешно пытаясь разубедить пациента.

В конце концов он спросил, может ли из мертвого тела идти кровь. «Конечно же, нет, — ответил пациент, — ведь у трупа прекращаются все физиологические функции».

Тогда психиатр предложил в порядке эксперимента уколоть его булавкой, чтобы проверить, пойдет ли кровь. Пациент согласился — ведь он и без того уже был «трупом». Разумеется, кровь пошла. И тогда потрясенный пациент воскликнул: «Черт меня подери… у трупов ТОЖЕ идет кровь!»

Это – классический пример верований. Психиатр не знал, что верования достаточно просто прорабатываются на языке бессознательного. Сначала следовало убрать самоопределение «Я – труп», а затем и созвучное верование «Я – труп», составляющее как бы наполнение и содержание этого восприятия себя.

Решения (соответствуют поведению)
– у меня никогда не будет много денег…

Решения – выражение воли, формирующее определенное отношение к какой-либо сфере жизни, на котором реализуется соответствующее поведение.

Решения бывают следующих типов:
• «Я не могу» (быть здоровым, любить, получать деньги, вступать в нормальные отношения).
• «Я должен»/«Мне необходимо» (быть больным, проявлять агрессивность в отношениях, работать на износ, быть бедным).
• «Это правильно, закономерно» (болеть после сорока, работать, не требуя вознаграждения).
• «Теперь я всегда буду» (болеть, быть обманутым, несчастлив в любви и отношениях).

Бросил мужчина – теперь я всегда буду несчастлива. Сорвалась крупная сделка? Я не могу получать деньги. И так далее. Все это реализуется в дальнейшем поведении, для изменения которого человеку предстоит принять новые, экологичные решения.

Работа с убеждениями в интегральной модели

Действуя в интегральной модели, на основе Интегрального нейропрограммирования С.В. Ковалева, мы рекомендуем прорабатывать все разновидности убеждений в приведенной нами последовательности.

1. Сначала фиксируются и отрабатываются дежурные жалобы.

2. Затем выявляются и прорабатываются возможные мысли-вирусы, которые могли иметь место в этой области жизни.

3. Затем отрабатывается связка самоопределения-верования.

4. После чего выявляется весь ряд неэкологичных решений, принятых за всю жизнь в аспекте рассматриваемой нами жизненной сфере. С использованием специальных психотехнологий мы не просто нейтрализуем эти решения, а заменяем каждое из них на экологичное, извлекая ресурсы из каждой ситуации позитивных состояний.

5. Делаем проверку – пристройку к будущему.

Желаем вам быть авторами вашей судьбы, самим выбирать, какими убеждениями руководствоваться, по каким правилам жить. Смотреть на мир глазами победителей и быть ими!

Удачи!

С уважением,
Антон Ковалевский

Возможно, вам будет интересно:

  1. Методология работы с созависимостью Разбираем комплексный подход к снятию созависимости на разных уровнях...
  2. Работа с метафорой Здравствуйте! Как я уже неоднократно писал, нам с вами сказочно повезло — природа одарила нас мощной нервной системой, психикой, «внутренней...
  3. Значения цветов при работе с Бессознательным Здравствуйте! В далеком ноябре 2011 года на сайте Благополучник была опубликована таблица значений цветов при работе с Бессознательным. Заметка пользовалась...
  4. Цели, которые не стоит брать в работу Здравствуйте! В этой заметке хочу пройтись по целям, которые лично я не стал бы принимать в индивидуальной работе, на вебинаре,...
  5. Фрагмент из практики М. Эриксона Ко мне на прием пришла женщина и сказала: «Я вешу девяносто килограммов. Под наблюдением врачей я успешно соблюдала диету сотни...

Posted by Антон Ковалевский

Главный специалист Института инновационных психотехнологий