Пример №6. Что такое абсолютная уверенность или о важности учета второго момента

В предыдущем примере мы затронули важный принцип: с чем бы мы ни работали, у этого всегда есть другой, второй момент. Это значит, необходимо работать не с отдельно взятым изолированным моментом, а рассматривать его в паре с другим его моментом; то есть, работать с обоими переходящими друг в друга моментами целого.

Представим, к психологу приходит человек и говорит, что он не уверен в себе.

Что будет, если психолог возьмет в работу одну только неуверенность, отдельно от ее другого момента – уверенности? В таком подходе неуверенность будет представлена статично, однобоко. Куда она переходит? Откуда она взялась? Здесь нет ответов на эти вопросы, так как нет самих вопросов. А вопросы-то важные… Представление о любой вещи или явлении, как о переходящем откуда-то и куда-то моменте, у которого при этом есть другой противоположный момент, автоматически ставит эти вопросы, приглашая смотреть на ситуацию шире, богаче, сложнее, в развитии.

Вспомним: в диалектике мы работаем в спиральной модели развития, где появление нового предполагает отрицание старого. См. заметку «Что такое отрицание отрицания?».

Так вот, если мы берем одну только неуверенность саму по себе, изолированно, то у нее нет отрицания, а значит и развития. Для развития нужен другой момент.

Чтобы получить другой момент, психолог может спросить клиента: «А что ты хочешь вместо неуверенности»? Представим, клиент ему отвечает: «Я хочу быть уверенным». Вроде бы отрицание создано, вроде бы второй момент введен – есть неуверенность и вместо нее будет уверенность. Все же, чего-то не хватает. Чего?

Снова обратимся к диалектическому двойному отрицанию. Оно так и называется, потому что отрицания именно два. В ситуации, где клиент говорит: «Не хочу неуверенность, а вместо нее хочу уверенность» – только одно отрицание. Где еще одно?

Момент неуверенности переходит в момент уверенности, но перед этим он откуда-то же возник, верно? Он стал результатом отрицания другого, «предыдущего» своего момента – уверенности. Вот оно, недостающее отрицание.

Итак. Сначала была уверенность (утверждение), потом она в ходе своего развития подверглась отрицанию, перешла в другой свой момент – неуверенность (первое отрицание); после чего в своей логике развития стремится через новое отрицание снова стать уверенностью, но уже на следующем витке спирали, на более высоком уровне (отрицание отрицания, новое утверждение).

Что будет дальше? Она так и останется уверенностью? Нет, она вскоре перейдет в противоположный момент – снова станет неуверенностью, чтобы затем стать уверенностью и т.д.

Постоянное самоотрицание – это и есть развитие, нечего пытаться «зафиксировать» один из его моментов, пусть даже положительный, «чтобы всегда и во всех ситуациях быть уверенным», как часто звучит запрос.

Сделаем вывод. У психолога нет задачи помочь клиенту избавиться от неуверенности. У него другая задача – в постоянном переходе этих двух моментов друг в друга сделать уверенность абсолютным моментом и целым, а неуверенность – относительным моментом. Так, чтобы переход из уверенности в неуверенность и обратно происходил на основании целого – уверенности.

Основание, как мы помним – это разрешенное противоречие. Так в результате психологической работы клиент больше не испытывает противоречия между уверенностью и неуверенностью: он спокоен, даже если не уверен. Как в притче про Молодого тигра, который сначала боялся не быть настоящим тигром, а потом, перестав этого бояться, стал величайшим тигром.

Это и есть абсолютная уверенность. Человек может испытывать неуверенность в разных ситуациях, но на основании своей абсолютной уверенности он способен справляться с этой неуверенностью. Он теперь неуязвим для нее. Вы согласны, что это совсем не то же самое, что «избавиться от неуверенности и стать уверенным всегда и во всем»?

А что бы выбрали вы? Всегда быть уверенными или уметь справляться с неуверенностью? Никогда не ошибаться, или уметь грамотно работать с ошибками? Всегда быть на коне, или уметь подниматься при падениях?

До встречи!

Дополнение к Примеру 6 об абсолютной уверенности и втором моменте.

Вы можете самостоятельно потренироваться в нахождении второго момента в любой интересующей вас теме с помощью простого упражнения.

Определите тему. Например, можно взять какое-нибудь проблемное состояние, например, усталость, обеспокоенность, тревожность, напряженность, страх, ревность, апатия, грусть и т.п.

После чего задайте себе два вопроса, отвечая первое, что приходит в голову: 

1. Чем это состояние было до того, как стать этим состоянием?

2. Чем оно хотело бы стать теперь, во что перейти? Как если бы вы ему предоставили возможность выбирать.

Это позволит получить более широкое восприятие и понимание происходящего. Вступив в такой нехитрый диалог со своим состоянием, вы лучше его узнаете и поймете, увидите другую его ипостась (тот самый другой момент), а значит, станете ближе.

Также, если вы «поймали» рабочее настроение, вы можете «не отходя от кассы» проработать свое состояние через технику Диалектическое позволение, позволив ему перейти на следующий, более высокий уровень развития, став для вас ресурсом, помощником и союзником.

Алгоритм «Диалектического позволения» можно найти здесь. Также вы можете проработать эту технику через бота «Благополучник», раздел «Техники» – «Диалектическое позволение».

Если у вас возникли вопросы, вы можете задать их:

— в боте «Благополучник», в разделе «Задать вопрос»;

— в письме на почту blagopoluchnik@gmail.com;

— анонимно на форуме «Благополучник» в разделе «Ответы на вопросы».

Комментарий к разделу «Ответы на вопросы»

Для публикации вопросов на форуме изучите инструкцию, которая опубликована здесь.

Внимание! Раздел предназначен для вопросов, а не для обсуждений или дискуссий. В будущем обсуждения и дискуссии на форуме мы обязательно организуем, но пока ограничимся именно форматом вопросов и ответов.

Просьба это учитывать при написании сообщения. На форуме работает модерация.

Модератор не пропустит сообщение к публикации, если оно:

— явно выходит за рамки темы диалектики и психологии;

— не содержит вопроса, имеет скорее дискуссионный характер;

— по каким-то другим причинам нежелательно для публикации на усмотрение модератора.

Прошу с пониманием отнестись к строгим правилам модерации. Это моя ответственность – сделать форум психологически безопасным, комфортным для чтения и максимально емким, экономящим время и силы всех посетителей.

С уважением,
Антон Ковалевский

Последние записи

Избранное

Примеры

Популярное

Яндекс.Метрика

(с) Благополучник. Диалектика Гегеля в психологии и жизни