Итак, в предыдущих заметках(1) мы обозначили отличия дурного и истинного долженствований. Вспомним основные тезисы. Дурное долженствование («Я должен…»): — затрудняет связь человека с собственным определением; — подменяет внутренний естественный порядок проявления человека на внешний искусственный; — делает человека зависимым от внешнего воздействия, чужого мнения, внешних ресурсов, сопротивлений, вечно недостающей мотивации, самооценки и пр.; — создает проигрышную систему «Начало – Результат», тем самым «строит дом на болоте» (см. метафору из заметки «Что такое принять решение?»); — создает теневые запреты и страхи, которые мешают воплощать свое определение. Истинное, или просто долженствование («Я не могу этим не быть»): — исходит из определения человека, укрепляет связь с ним; — соответствует внутреннему естественному порядку развития и проявления человека; — не нуждается в особых внешних ресурсах, мотивации, самооценке и прочем, т.к. все необходимое уже есть в человеке, и оно актуализируется в нужный момент; — создает выигрышную систему «Начало – Результат», тем самым «строит дом на крепкой почве»; — через преодоление пределов (которые выступают, как вызовы) пробуждает необходимые состояния, инициирует деятельность в направлении результата. Давайте теперь перейдем к практическому применению этих знаний. Для этого рассмотрим одну из психотехнологий работы с долженствованием – «Диалектическое позволение». Психотехнология проста и доступна для самостоятельного выполнения. Методологически она «собрана» из двух составляющих: 1) «Парадоксальное намерение» Виктора Франкла(2); 2) Диалектическая триада Гегеля «Утверждение, отрицание, отрицание отрицания»(3). В процессе выполнения этой психотехнологии у людей попутно возникают вопросы и уточнения, обсуждение которых имеет не меньшую ценность, чем сама психотехнология. Часть из них я проясню в примечаниях к этой заметке, другие темы, не вошедшие в примечания – заслуживают отдельных заметок, и мы их обязательно рассмотрим позже. Психотехнология «Диалектическое позволение» экологична и абсолютно безопасна. Скажу больше, в сложных ситуациях, когда клиент находится в нересурсном или даже остром состоянии, именно эта техника хорошо себя показывает для психологически безопасного и мягкого приведения человека в нейтральное, а затем ресурсное состояние. При этом, конечно, мы не забываем о технике безопасности – любую психотехнологию стоит выполнять, в раппорте с клиентом, обладая специальными знаниями, четко зная и понимая, что и зачем вы прямо сейчас делаете. В том числе, когда вы применяете психотехнологию для самостоятельной работы – прислушивайтесь к себе и своему настрою. Если что-то «не идет», вызывает тревожность или другие непонятные состояния, не делайте того, чего делать не хочется и в чем не уверены. Это касается любой работы над собой, в том числе и в мягких подходах. Сам алгоритм психотехнологии может показаться объемным и сложным – не обращайте внимание на это первое обманчивое впечатление. Длина текста объясняется подробностью, с которой я описываю последовательность шагов. А ее выполнение действительно просто – всего произнесенные вслух четыре фразы и короткие записи на двух листах бумаги. Один прогон этой психотехнологии занимает всего несколько минут, не считая времени на последующее осмысление, проживание и выполнение конкретных действий, которые уже выходят за ее пределы и, конечно, занимают времени уже гораздо больше. Одним словом, не судите об алгоритме, не попробовав его в деле – на практике все сами увидите. В Примечании 1 приведен алгоритм выполнения психотехнологии «Диалектическое позволение» для работы с долженствованиями. В Примечании 2, Примечании 3 и Примечании 4 я делюсь нюансами и деталями ее выполнения, описываю часто возникающие вопросы и то, как я на них обычно отвечаю. Также вы можете проделать эту психотехнологию с помощью телеграм-бота «Благополучник». Поехали!

Сноски к заметке «Диалектическое позволение». Психотехнология работы с долженствованием

1) Перед изучением психотехнологии, рекомендую вспомнить заметки, посвященные долженствованию:

Два вида долженствования. Ч.1 Дурное долженствование.

Два вида долженствования. Ч.2 Истинное долженствование.

2) Виктор Франкл – австрийский философ, психолог, психиатр, невролог. Создатель Логотерапии – очень уважаемого мной направления в экзистенциальной психологии и психотерапии, основанного на поиске смысла в жизни.

Парадоксальное намерение (парадоксальная интенция) – одна из методик логотерапии, основанная на отказе от сопротивления своему страху (либо другим негативным состояниям) и, наоборот, создании противоположного намерения на стремление к тому, что раньше избегалось.

3) О диалектической триаде Гегеля «Утверждение, отрицание, отрицание отрицания» мы будем более подробно говорить в отдельных заметках. Для непосредственного выполнения психотехнологии «Диалектическое позволение» эту триаду знать и понимать пока что не обязательно.

8.1 Алгоритм выполнения психотехнологии «Диалектическое позволение»

I. Формирование списка дурных долженствований и запретов (или страхов).

1. Разделите лист пополам на два столбца. Первый столбец озаглавьте «Я должен». Второй – «Мне нельзя (Я боюсь)».

2. Спросите себя: «Что я должен?». Выпишите в левый столбец первое дурное долженствование, которое придет в голову. Например, «быть сильным».

3. Спросите себя, какой запрет или страх подразумевается вашим дурным долженствованием? Например, «быть слабым». Выпишите эту фразу в правый столбец, как бы уравновесив ею левый столбец.

4. Вооружившись фразой «А что, если…», задайте вопрос к долженствованию – «А что, если я не буду сильным, что тогда?». Запишите ответ в один из столбцов, в зависимости от того, в каком виде он пришел – в виде долженствования или запрета. Например, ответ «тогда я перестану себя уважать», пишем в правый столбик, как запрет (мне нельзя) – «перестать себя уважать»; ответ «тогда я не буду себя уважать» – в левый столбик (я должен) – «уважать себя». Уравновесьте соседний столбец.

5. К уже написанному снова задайте вопрос: «А что, если я не буду себя уважать, что тогда?». Выпишите в один из столбцов ответ, второй столбец соответственно уравновесьте. Продолжайте, получите для начала 5-7 пунктов.

II. Освобождение от дурного долженствования.

1. Выберите дурное долженствование для работы. Прочитайте его вслух. Например: «Я должен себя уважать». Прислушайтесь к себе: как на это реагирует, отзывается тело?

2. Вообразите, на что похоже это дурное долженствование? Вы можете представить его прямо в теле, определив цвет, форму и размер, и/или в пространстве, в виде метафорического образа.

3. Произнесите вслух диалектическое утверждение: «Я позволяю себе уважать себя». Прислушайтесь к себе. Как на это отреагировало тело и образ дурного долженствования?

4. Произнесите вслух диалектическое отрицание: «Я позволяю себе не уважать себя». Так же отследите реакцию в теле и в образе.

5. Произнесите вслух отрицание отрицания: «Я позволяю себе быть любым» (подразумевая, что вы позволяете себе в равной мере уважать, и не уважать себя). Отследите ощущения, изменения образа.

6. Обращаясь к образу дурного долженствования, произнесите вслух «Я позволяю тебе самому выбрать, чем ты хочешь быть для меня». Наблюдайте, что меняется в образе, чем он теперь хочет и выбирает быть. Например, дурное долженствование «Я должен себя уважать» захотело быть «Внутренней свободой».

7. Убедитесь, что это его собственный выбор, а не ваша «подсказка». Изучите получившийся образ, спросите, как теперь он хочет называться, какое место в вашем теле или пространстве занимать – позвольте ему это, оцените ощущения.

8. Повторите вслух дурное долженствование, оцените разницу.

9. Эти же шаги сделайте для парного запрета.

III. Формирование списка долженствований (истинных) и пределов.

1. Возьмите новый лист, разделите его на два столбца. Озаглавьте левый столбец «Долженствование», правый столбец – «Предел (Вызов)».

2. В левый столбец выпишите полученное долженствование – «Внутренняя свобода».

3. Прочитайте вслух, оцените отклик в теле и появившийся образ. Обратившись к внутренней свободе, спросите у нее, что ей необходимо обрести или преодолеть, чтобы проявить себя в полной мере? Ответы записывайте в правый столбик «Предел» (Вызов). Например, «принять ответственность», «преодолеть страх осуждения», «начать слушать себя», «съехать от родителей», «устроиться на новую работу» и т.д.

4. Оцените, что из этого вы как будто смогли бы сделать уже сейчас, отметьте галочками.

5. Остальное выпишите в дурное долженствованию и запреты для дальнейшей проработки.

6. Подумайте, с чего вы начнете преодоление пределов с галочками? В какой деятельности, изменении своей жизни, ее порядка и уклада вы будете проявлять свою внутреннюю свободу? Записывайте ваши ответы произвольно где-нибудь у себя, чтобы получить список действий и решений для выполнения.

7. Поразмышляйте, какое свое обобщенное определение вы пробуждаете через выписанные долженствования и пределы (вызовы). К чему все идет? Запишите размышления.

Последние записи

Избранное

Примеры

Популярное

Яндекс.Метрика

(с) Благополучник. Диалектика Гегеля в психологии и жизни