В прошлой заметке мы рассмотрели предположение, что другой момент, противоположность правды – это другая правда. Давайте теперь это применим к психологической работе.
Представим, к психологу пришла клиентка, которая хочет счастливое замужество. При этом она точно знает, что мужчины ненадежны и на них нельзя положиться.
У клиентки есть весомые доказательства этой ее правды: каждый раз, когда она по-настоящему полагалась на мужчин, они ее жестоко подводили. Более того, все ее подруги, которые либо разведены, либо несчастны в браке, по их опыту также подтвердят – на мужчин точно нельзя положиться. Для клиентки это очевидно.
Она что, не права? Конечно, права. Ее интеллект, опыт и окружение убедительно подтверждают эту правду. Впрочем, скажем точнее: клиентка своим интеллектом, опытом и тщательно подобранным окружением подтверждает для себя эту правду. Если какая-то из подруг начнет выбиваться из этого «несчастливого» коллектива, то скорее с ней завершат общение, чем допустят собственную неправоту.
Другим моментом этой правды о ненадежных мужчинах выступает другая правда – мужчины надежны и на них можно положиться. Многие другие женщины, которые счастливы в отношениях и семейной жизни с такой же готовностью эту правду подтвердят, ориентируясь на собственный интеллект, опыт и опыт своих таких же счастливых в отношениях подруг. И они тоже правы.
Все правы, прямо, как в притче «И ты тоже прав». Ну и отлично.
Однако, есть существенная нестыковка – клиентка, находясь в своей правде о ненадежных мужчинах, хочет счастливо выйти замуж. А значит, мы наблюдаем противоречие, для разрешения которого клиентке нужно: 1) либо снизить требования к счастливому замужеству, пытаться быть счастливой даже рядом с ненадежным мужчиной; 2) либо вообще перестать хотеть счастливого замужества; 3) либо перейти в другую правду, где мужчины надежны и на них можно положиться.
Конечно, обращаясь к психологу, клиентка подразумевает третий вариант. Она хочет создать счастливую семью с надежным мужчиной, на которого она сможет положиться. Для этого психолог поможет ей перейти из противоречащей этой цели правды в другую, непротиворечащую этой цели правду.
Это важно! Клиент в психологической работе двигается именно от правды к правде.
Помните, в прошлой заметке мы обсуждали, что одна правда не усиливается за счет ослабления другой правды? Здесь это тоже так работает – нет никакой необходимости опровергать клиентскую правду о ненадежных мужчинах.
Это значит, психологу совершенно точно не надо спорить с клиенткой по этому поводу, не надо ни в чем ее переубеждать, приводить встречные примеры о счастливых женщинах и их надежных мужчинах и т.п. Дело в том, что в ответ клиентка будет только сильнее отстаивать свою правду и находить ей новые подтверждения. Даже если она внешне согласится, внутренне она будет жаждать реванша, доказать этому близорукому психологу, что это он не прав, а она права.
Так оно устроено – люди обычно ассоциируют себя со своей правдой и попытки ее опровергнуть они расценивают как угрозу своей правоте. А быть неправым – это плохо.
Заставить клиента чувствовать себя неправым – это не про конфронтацию с проблемой, это про ослабление раппорта и усиление клиентского сопротивления.
В психологической работе ни одна правда не должна пострадать!
А значит, психологу, напротив, необходимо признать «неэкологичную» правду клиентки. Более того – стоит начать подтверждать ее правду, сопереживать ей в этом. И это не притворная подстройка под клиента, а искреннее признание: да, действительно, опыт этой женщины делает очевидной ненадежность мужчин и то, что на них нельзя положиться. Клиентка абсолютно права в своем одиночестве, в своей боли, в своей закрытости и настороженности к мужчинам.
Так, и что дальше? Вот психолог признал правоту клиентки, но это же просто заход на «правильную» правду? Надо же теперь клиентку повести в верном направлении? Подсказать ей, подтолкнуть, предложить ей другую правду, где все хорошо? Так?
Не совсем так.
Продолжение следует, до встречи в следующей заметке!