Итак, в притче про бабочку мальчик сжалился над выходящей из кокона бабочкой и решил ей «помочь». В результате бабочка лишилась необходимого объема преодолений и оказалась неприспособленной к жизни.
Нуждалась ли бабочка в помощи? Нет, не нуждалась. Она нуждалась в том, чтобы ей не мешали воплощать свое определение – проявлять долженствование становиться сильной бабочкой, преодолевая пределы кокона.
А как быть с психологией, которая, вообще-то, помогающая профессия? Что, психолог не помогает своим клиентам?
Помогает, конечно, но делает это так, чтобы источником изменения был не психолог, а клиент. Так, чтобы решение об изменениях и последующий результат оставались в границах ответственности клиента, были бы буквально его собственностью – личным усилием и достижением. Это тонкий момент, который очень важен.
В замечательной повести братьев Стругацких «Полдень XXII век» есть рассказ «Злоумышленники». В нем четверо учащихся Аньюдинской школы задались амбициозной целью – на десять лет раньше разрешенного срока стать настоящими космолетчиками-колонизаторами. Как раз на Венере стартовал грандиозный проект колонизации, и они выбрали его для своего дебюта. Их план (цитирую):
1) за четыре декады изучить производственно-технические данные стандартных атмосферогенных агрегатов;
2) тайком покинуть школу и добраться до Аньюдинской ракетной станции, проникнуть в грузовой трюм какого-нибудь корабля и затаиться до финиша.
3) там видно будет.
По-мальчишески смелое, но не очень-то обдуманное намерение юному экипажу не удалось скрыть от их учителя Тенина, который, подметив ряд характерных мелочей, сразу все понял. Причем он понял, что покидают школу мальчики буквально через несколько часов.
«Как их остановить? – думал Тенин. – Как? Есть много путей, но все они нехороши, потому что надо не просто остановить, надо заставить понять, что нельзя не остановиться».
Учитель Тенин нашел блестящее решение. Он отвлек мальчишек небольшим поручением, а за это время подтянул свои знания по всем аспектам планируемого ими полета и атмосферным агрегатам. Потом, вернувшись к ребятам в комнату, как бы невзначай затеял разговор на эту тему, задавая вопросы по теории и практике. Само собой, этот разговор показал их полную неготовность к предприятию. В результате ребята отказались от своей наивной затеи в пользу продолжения обучения в школе (возможно, сделав недостающие десять лет обучения своим новым пределом).
Итак, что произошло? У ребят сформировалось определение (а может быть, еще пока только характер) – космолетчики-колонизаторы. Их долженствованием стал полет на Венеру, пределом – отсутствие необходимых знаний, дежурный школы, кордоны охраны на ракетной станции и т.д.
Любая попытка отговорить, вразумить и переубедить учеников «в лоб» была бы дурным долженствованием – внешним чужеродным вмешательством во внутренний, живущий по своим законам, замысел. Нельзя было лишать их возможности самостоятельно переосмыслить происходящее и принять новое решение. Для этого учитель сделал так, чтобы источником изменений стал не он, а сами ребята. Как именно он это сделал? Он начал задавать вопросы.
Искусство задавать вопросы – одно из важнейших в психологии. Так, чтобы задавались они без давления и подведения человека к конкретному «правильному ответу», а с живым интересом, открытостью и готовностью принять, внимательно выслушать ответы. Я предположу, что ответь ребята на вопросы правильно – задумался бы уже учитель и, вполне возможно, предложил бы им какое-то решение реализации их амбиций.
Доступ к определению клиента имеет только он сам. Психолог, задавая вопросы, калибруя интонацию и другие проявления клиента, как в игре «горячо-холодно», помогает найти отклик, получить инсайты. Психолог не ориентируется на собственные представления о благе клиента. Он именно что ищет момент, когда клиента начинает «мурашить», когда клиент начинает загораться и пробуждать силу своего намерения.
Так психолог помогает клиенту прочувствовать собственное определение, а также следующие из него долженствование и пределы.