Вот мы и добрались до «момента» – одного из моих любимых понятий гегелевской диалектики. Давайте разбираться.

Обычно понятие «момент» ассоциируется с чем-то про время – либо короткий промежуток времени («подождите один момент!»), либо точка на временной оси («они стартовали в один момент», «настал момент отхода поезда»), либо еще период или событие в истории («исторический момент»).

Таким образом, момент в привычном понимании – это нечто запечатленное, статичное. Наглядно это иллюстрирует апория Зенона(1) «Ахиллес и черепаха»(2), где в каждый момент времени движущиеся объекты находятся в неподвижном состоянии. А еще клей и фотоаппарат названы «Момент», что также намекает на статику 🙂

На другое, прямо противоположное, динамическое содержание данного понятия нам указывает его происхождение – с латыни момент (momentum) переводится как «движущая сила», «причина», «влияние». В физике, например, есть момент силы, момент импульса и другие величины, рассматривающие понятие момент именно в контексте влияния, движения.

Как понимается момент в диалектике Гегеля?

В Примечании 5 предыдущей заметки мы рассмотрели ситуацию внутреннего противоречия, когда страх и собранность выступили сначала взаимоисключающими друг друга противоположностями, а затем такими же противоположностями, но уже взаимополагающими, переходящими друг в друга, едиными.

Напомню, сначала страх пришел на смену собранности – как бы вытеснил, исключил ее.  Затем, получив позволение выбирать, страх «захотел» стать собранностью – и стал, исчезнув и растворившись в ней.

Давайте здесь остановимся подробнее.

Итак, сначала была собранность одного качества и количества, меры(3). Эта собранность при встрече с несоразмерным вызовом ситуации перешла в страх, который также обладает некой своей мерой. Затем страх снова перешел в собранность, однако не ту же самую, что была, а в «более продвинутую» собранность иной меры, достаточной для адекватного ответа на вызов ситуации.

Проведем мысленный эксперимент и продолжим цепочку событий. Представим, «более продвинутая» собранность столкнулась с новым вызовом (пределом), с которым она в своем текущем виде уже не может справиться. Что будет происходить? Вероятно, на смену ей придет новый, другой страх, который будет соизмеримо отличаться качественно и количественно от предыдущего. Старый страх не возникнет, ведь наша собранность уже умеет с ним работать, он больше не имеет смысла – он больше не предел и никак не может ее развить. Чтобы обновить собранность, перевести (под воздействием долженствования) ее на следующий уровень, нужен и соразмерный страх следующего уровня.

В предыдущих примечаниях я писал о проблемах и ресурсах, где, например, страх – это проблема («оболочка» ресурса), а собранность – это ресурс. Давайте немного усложним и при этом упростим – представим, что проблем и ресурсов не существует.

Конечно, мы это клиенту не будем говорить вот так прямо в лоб – по крайней мере, не сразу. Но чисто для себя, как для практикующего психолога, представим те же страх и собранность, как равноправные, равнозначные нечто (забегая вперед – моменты), которые, как по спирали, идущей вверх, через взаимное отрицание повышают уровень друг друга. С каждым новым отрицанием своей противоположности они становятся более зрелыми, мощными, интересными, сложными. Более адекватными новым, высоким вызовам – пределам и долженствованию.

Важно отметить – у собранности нет никакого другого варианта вырасти, повысить свой уровень, кроме как через преодоление соразмерного страха. У страха нет никакого другого способа выразить себя, заявить о себе и повысить свой уровень, кроме как через преодоление соразмерной собранности.

Страх и собранность в нашем примере есть одно и то же. Они – моменты.

Итак. В гегелевской диалектике момент – это 1) снятие конечными определениями самих себя и их переход в свою противоположность; 2) неотделимые друг от друга противоположные движения в одном движении; 3) исчезновение в своей противоположности.(4)

Ну что, есть с чем разбираться. Продолжим в примечаниях. До встречи!

Сноски к заметке «Что такое момент в диалектике Гегеля»

(1) Апори‌и Зенона (от др.-греч. ἀπορία «трудность») — внешне парадоксальные рассуждения на тему о движении и множестве древнегреческого философа Зенона Элейского (V век до н. э.). Апории Зенона связаны с противоречием между данными опыта и их мысленным анализом.

Апория // Философия: Энциклопедический словарь / Под редакцией А.А. Ивина. — М.: : Гардарики, 2004.

(2) Один из вариантов текста апории Зенона «Ахиллес и черепаха»: Допустим, Ахиллес бежит в десять раз быстрее, чем черепаха, и находится позади неё на расстоянии в тысячу шагов. За то время, за которое Ахиллес пробежит это расстояние, черепаха в ту же сторону проползёт сто шагов. Когда Ахиллес пробежит сто шагов, черепаха проползёт ещё десять шагов, и так далее. Процесс будет продолжаться до бесконечности, Ахиллес так никогда и не догонит черепаху.

(3) Мера в диалектике Гегеля, если коротко – качественно определенное количество. Это отдельная, очень интересная категория. Ей будут посвящены отдельные заметки и примечания.

(4) Первое определение: «1) Момент – снятие конечными определениями самих себя и их переход в свою противоположность.» взято непосредственно у Гегеля.

Гегель Г.В.Ф. «Энциклопедия философских наук», М., 1975. Т.1, с. 204

Второе определение: «2) Момент – неотделимые друг от друга противоположные движения в одном движении.» взято из книги М.В. Попова.

М.В. Попов, Социальная диалектика, стр. 81

Третье определение: «3) Момент – исчезновение в своей противоположности.» взято из цикла лекций по диалектике А.В. Золотова (ссылка ниже)

И раз мы заговорили об источниках, поделюсь ссылками на труды, которые помогали мне в освоении диалектики, наряду с чтением «Науки логики» Гегеля.

Анатолий Редин

статья «Штудировать «Науку Логики» Гегеля» в интернет-газете «Прорывист»:

Штудировать «Науку логики» Гегеля

М.В. Попов

цикл плейлистов «Кружок любителей гегелевской диалектики», начиная с 2013 года: https://www.youtube.com/watch?v=sHKXkTLUdQA&list=PLXnc70nN1sO4bvuzX6I_NfqR6Y-ozBcpU

М.В. Попов, М.С. Удовиченко

плейлист «Читая Науку логики Гегеля»

— плейлист «Наука логики в вопросах и ответах»

А.В. Золотов

плейлист «Диалектика»: https://www.youtube.com/watch?v=pfA-ctScPvg&list=PLXnc70nN1sO6gvUVVgD6wP4kMY_lwX1l9

С огромным уважением и благодарностью отношусь ко всем упомянутым авторам – каждый из них помог мне прояснить непонимание, справиться с пробуксовкой там, где я застревал и неделями мог топтаться на одном месте.

Отмечу, что во всех упомянутых источниках рассматривается диалектический материализм. Это, мягко говоря, не совсем диалектика Гегеля.

Если коротко, Гегель – представитель объективного идеализма, и его диалектика строится соответствующим образом, с позиций идеализма. Диалектический материализм – уже понятно из названия, строится с позиций материализма. И подход Гегеля в упомянутых мной источниках периодически не без оснований критикуют. На мой взгляд, кстати, единственный вариант критики диалектики Гегеля, который заслуживает действительно внимательного изучения – это ее критика некоторыми представителями диалектического материализма.

При этом на своем канале я, как психолог, использующий диалектику в психологии, придерживаюсь подхода Гегеля и его идеалистической диалектики – по крайней мере, пока. Это очень интересный спор, о соотношении идеального и материального, на него мне самому себе еще предстоит дать свои ответы.

Смело рекомендую указанные источники для помощи в самостоятельном изучении диалектики Гегеля, они толковые, информативные и полезные.

Последние записи

Избранное

Примеры

Популярное

Яндекс.Метрика

(с) Благополучник. Диалектика Гегеля в психологии и жизни