Психологический задачник
Задача №1. «Мама не дает выйти замуж»
(перед прочтением ознакомьтесь с описанием нового раздела)
К психологу пришла клиентка (34 года) с проблемой отношений с ее мамой.
Дано:
1) Клиентка хочет создать семью с подходящим мужчиной. Для этого мужчину предстоит встретить, познакомиться с ним, начать ходить на свидания, развивать отношения, дождаться предложения руки и сердца, принять это предложение и выйти замуж, после чего нарожать от него румяных здоровых детишек и жить долгой счастливой жизнью. Нормальное женское желание.
2) К сожалению, у нее это никак не получается сделать. Почему? Всему виной мама клиентки, которая принимает чрезмерно активное участие в ее жизни:
— мама звонит клиентке каждый день и по несколько часов рассказывает ей о своих многочисленных проблемах и переживаниях;
— мама подключает клиентку к любым своим делам – отвезти, привезти, разобраться с пенсионным фондом, отправить чайник в ремонт, составить гневное сообщение в домовой чат, выбрать себе новую обувь и т.д.;
— мама приходит в гости к клиентке без приглашения, когда захочет, а если клиентки не оказывается дома, открывает дверь своим ключом и ждет ее у нее дома;
3) При этом мама, конечно, всей душой болеет за дочь – она больше всех хочет, чтобы та наконец-то вышла замуж. Мама очень заботится о клиентке – напоминает ей, как плохо быть одинокой, что ей давно уже пора замуж, что она теряет время и т.д. Стоит клиентке сказать маме, что она встретила мужчину и собирается на свидание, мама усиливает свой напор: дает клиентке советы, указывает, как одеваться, как правильно себя вести, что ей стоит и не стоит делать с мужчиной. После свидания мама ждет от клиентки подробного развернутого отчета и доклада о ее дальнейших планах.
4) В этих условиях любые отношения с новым мужчиной становятся невозможны. У клиентки все внимание, энергия и свободное время уходят на работу и маму. Для мужчины места в жизни клиентки не остается.
5) При попытках клиентки «отжать границы»: не брать трубку и не отвечать на сообщения, проявлять безразличие к маминым проблемам, запретить маме приходить в гости без приглашения, отвергать мамины указания и пр., мама реагирует вариативно. В диапазоне: от более легкого ворчания «тебе уже и сказать ничего нельзя» и демонстративных обид до тяжелого хватания за сердце, «умирания», вызывания скорой и уезжания в больницу – так, что клиентке приходится все бросать и ехать к маме. «У мамы ведь больше никого нет». Клиентка в неразрешимом (как она сама считает) противоречии, не знает, что делать.
Найти:
— Что происходит на самом деле, какова сущность происходящего?
— Что здесь существенно, а что – несущественно?
— Какова общая логика работы, с чего начать, в какую сторону двигаться?
Решение:
Для того, чтобы отправить на форум ваш вариант решения перейдите в раздел «Психологический задачник». Ознакомьтесь еще раз с опубликованными там правилами и следуйте инструкции. Все просто.
Ну что? Поехали! Буду ждать ваших вариантов решения. Когда наберется хотя бы три сообщения на форуме, опубликую свой вариант и дам обратную связь, если она будет запрошена.
Всем прекрасного дня!
Предисловие к решению задачи
Предупреждение. Задачи в психологическом задачнике нацелены на тренировку психолого-диалектического мышления. Публикуемый мной вариант решения задачи не претендует на единственно правильный и не противопоставляет себя другим вариантам. Он преследует учебные цели и выступает наглядной демонстрацией моего хода мысли, как психолога, работающего в русле диалектики.
Публикуя свой вариант решения, я не приглашаю кого-либо к дискуссии об эффективности моего подхода. Я приглашаю тех, кому интересна диалектика, использовать данный материал для знакомства с возможностями ее применения в психологической работе и прояснения всех непонятных мест с помощью вопросов на форуме. Конец предупреждения.
Решение задачи №1 «Мама не дает выйти замуж». Первая часть
Емкость задачи про клиентку и маму делает ее кладезем для разбора важных деталей психологической работы. Поэтому я буду подробно разбирать решение этой задачи по частям, между которыми мы будем делать паузы для ответов на ваши возможные вопросы и прояснения непонятных мест.
Содержание первой части решения:
1. Прояснение наличного бытия клиентки.
2. Нахождение другого момента клиентского запроса.
3. Абсолютный и относительный моменты в запросе клиентки.
4. Сущность происходящего: «одинокое» основание клиентки.
5. Что такое условие осуществления?
6. Мама – условие осуществления «одинокого» основания клиентки.
7. Как здесь следует использовать Треугольник Карпмана?
8. К чему отнести маму – к существенному или к несущественному?
9. Как правильно работать с мамой с учетом того, что она относится к несущественному?
10. Промежуточный итог и конец первой части.
Начнем!
1. Прояснение наличного бытия клиентки
Психологическая работа в диалектическом русле начинается с прояснения наличного бытия клиентки.
Наличное бытие – это то, что происходит в жизни клиентки, к чему она имеет непосредственный доступ, явно, налицо. Это все то, что клиентка видит, слышит, чувствует, воспринимает, мыслит и т.д.
Например, мама звонит каждый день – это наличное бытие. Догадки клиентки, почему мама так делает – тоже наличное бытие, потому что это дано клиентке непосредственно, напрямую. Привычные усталость и обида, страхи клиентки, что она никогда не выйдет замуж, отсутствие мужчины, как таковое – все это наличное бытие.
Противоположность наличному бытию – сущность. Сущность – это отрицание бытия; то, что лежит «в глубине» наличного бытия, скрыто от непосредственного взаимодействия.
Для наглядности наличное бытие мы можем сравнить с формой, а сущность – с содержанием.
Например, мы можем взять в руки книгу, пощупать ее, взвесить на руке, рассмотреть ее обложку, понюхать бумагу, посчитать страницы, оценить шрифт, которым напечатан текст. Все это – форма, к ней мы имеем доступ непосредственно.
Дай нам «Войну и Мир» Л.Н. Толстого и городской телефонный справочник – для нас они на этом уровне рассмотрения покажутся примерно одинаковыми книгами. Мы сможем различать их по твердости обложки, количеству страниц, качеству полиграфии, цвету и плотности бумаги, наличию иллюстраций, размеру букв, разборчивости шрифта и т.п. А о чем эти книги?
Если это, например, художественная книга, то какие идеи и сюжеты она в себе содержит? В каком жанре она написана? Что хотел сказать автор? Какие отражения своей жизни в этой книге найдет читатель? Все это – содержание. Получить к нему доступ мы можем опосредствовано, то есть, посредством чтения текста.
Таким образом, в отличие от бытия сущность никак нельзя потрогать, почувствовать, увидеть, помыслить, узнать непосредственно. Доступ к сущности мы можем получить только опосредствованно, то есть, посредством чего-либо. О том, как это делается в психологической работе мы еще поговорим, а пока продолжаем разбор.
Для прояснения наличного бытия клиентки мы можем сформулировать много разных вопросов:
— Где работает клиентка и кем?
— Есть ли у нее подруги?
— Как проходит обычный день клиентки?
— Когда она в последний раз была в отношениях?
— Как выглядели отношения ее родителей?
— И многие другие.
Как понять, чему стоит уделить внимание, а чему – нет? Что прояснить, а что пропустить? Какие вопросы окажутся важными, а какие – нет?
Психолога интересует все то, что «заряжено» вниманием клиентки, «отягощено чем-то», «наделено особым значением». Другими словами, все то в наличном бытии, что может привести психолога к существенному. Все то, через что «просвечивает» сущность.
Поэтому, расспрашивая клиентку, психолог смотрит не на то, о чем она рассказывает, а на то, как она это рассказывает. Все то, о чем клиентка рассказывает «никак не меняясь в лице», не реагируя особым образом, психологу не интересно, хотя оно у него на всякий случай тоже записано и он будет иметь это в виду.
Таким образом, психолог здесь, как ищейка, чует заряженные, отягощенные, наделенные особым значением области наличного бытия клиента и последовательно проясняет их до появления ощущения достаточности.
Что мы имеем в наличном бытии клиентки из нашей задачи?
Сюда «широкими мазками» мы запишем:
— ее желание создать семью;
— маму, которая этому мешает;
— подходящего мужчину, который не появляется в жизни клиентки из-за мамы.
Была еще упомянута работа, но она не особо «фонила». Ее в список пока не вносим, но дополнительно позже перепроверить будет не лишним.
Здесь важно отметить еще вот что. Та же работа, например, объективно может занимать много времени, сил и нервов клиентки, но при этом не быть ничем заряженной в ее восприятии: «работа и работа, ну и что». Это мы в список не вносим. А у другой клиентки работа может объективно требовать на порядок меньше ресурсов, но в ее восприятии будет заряжена – и тогда работа точно попадает в список значимого наличного бытия.
2. Второй момент клиентского запроса
Мы уже обсуждали в одной из заметок, что у всего есть другой момент. Напомним, момент в диалектике – это неотделимые друг от друга противоположные движения в одном движении.
У желания клиентки создать семью тоже есть другой, противоположный ему момент – ее нежелание создать семью. Эти два момента: 1) желание и 2) нежелание находятся в диалектической борьбе и одновременном единстве, переходе друг в друга и исчезновении друг в друге.
В психологической работе моменты не равнозначны, и мы как психологи стремимся определить, какой из них стал абсолютным, «главным» моментом, а какой – относительным, «подчиненным».
Если коротко описать общую идею, то абсолютный момент нежелания семьи можно представить так: «Да, семья – это хорошо, здорово и замечательно, но я все равно не хочу»; в то время, как абсолютный момент желания семьи можно представить так: «Да, семья это сложно, страшно, приходится подстраиваться под другого человека, но я все равно хочу».
То есть в одном случае даже позитивные стороны не убеждают делать это, а в другом случае даже негативные стороны не препятствуют. Совсем разные настрои, это буквально разные миры. Более подробно об этом различении мы говорили в заметке про поход.
3. Абсолютный и относительный моменты в ситуации клиентки
Если желаемое в жизни клиентки длительное время не наступает и этого «не особенно видно на горизонте», значит, абсолютным моментом стало нежелание клиентки создать семью. В свою очередь, ее желание заняло относительную, подчиненную позицию.
В такой конфигурации клиентка может искренне хотеть результат, предпринимать целенаправленные попытки к его достижению, вкладываться всеми силами, но все это – «бой, проигранный еще до его начала». Любые попытки клиентки приводят только к укреплению и подтверждению ее абсолютного момента нежелания семьи. О том, как это происходит, мы говорили в заметке об обманчивом кряхтении и постоянно откладываемом желании уволиться с нелюбимой работы.
Формально, в своем наличном бытии клиентка очень хочет освободиться от маминого ига, встретить подходящего мужчину, выйти за него замуж и создать с ним счастливую семью, а вот содержательно, в сущности клиентка этого не хочет. Поскольку к сущности непосредственного доступа клиентка не имеет, то она этого не может ни понять, ни почувствовать. Может, какое-то смутное ощущение, что что-то не так, не более. Далее работать нужно именно с сущностью.
4. Сущность происходящего: «одинокое» основание клиентки
Итак, психологу важно заглянуть «вглубь» поверхностного, формального наличного бытия клиентки и разобраться в сущности происходящего. Для этого важно разобраться с основанием клиентки в контексте ее запроса.
Вспомним определение основания в диалектике – сущность, положенная как целостность; перешедшая из беспокойной внутренней борьбы в спокойствие и устойчивость.
В какой-то момент жизни клиентки ее внутреннее противоречие между нежеланием и желанием создать семью завершилась победой нежелания. Нам, кстати, пока что совершенно не интересно, когда именно это произошло и что там случилось.
Нежелание клиентки иметь семью обрело устойчивость – оно стало ее основанием. Для удобства назовем это основание «одиноким». Противоположное ему основание, утверждающее и желающее создания семьи, назовем «семейным». Да, сейчас «семейное» основание проиграло свою борьбу, но оно может быть создано клиенткой заново – и оно с нетерпением ждет этого реванша.
Отметим, что эти названия оснований: 1) «одинокое» и 2) «семейное» – формальные, кодовые, условные, мы в них никакого содержания пока не вкладываем. Мы их могли назвать вообще, как угодно. Мы не думаем всерьез, что там реально речь об одиночестве и о семье. Мы пока не знаем и знать не можем, что там на самом деле.
Поэтому, кстати, психологу стоит воздержаться на данном этапе от каких-либо своих объяснений происходящего. Из серии:
— «у клиентки явно не произошла сепарация от мамы, и поэтому у нее нет своей взрослой жизни»;
— «очевидно, что клиентка несет психогенетический груз одиночества по материнской линии, надо это убирать»;
— «клиентка не проработала свои ограничивающие убеждения, они ей портят всю малину»;
— и прочее.
До работы с существенным содержанием происходящего какие-либо гипотезы преждевременны и больше мешают, чем помогают.
5. Что такое условие?
Основанию для его осуществления и проявления на уровне бытия нужны условия. В диалектике условие – это непосредственный «материал», который составляет бытие основания; это непосредственное, многообразное наличное бытие.
Например, если у человека есть в основании нечто, что мы можем формально назвать «страх собак», то условием осуществления этого страха будет собака, которую он, например, встретит на улице. Собака – это не источник его страха. Собака – это наличное бытие, выступающее условием проявления имеющегося у него на уровне сущности страха.
Смотрим теперь на нашу клиентку. У нее в основании «одиночество». Что выступает условием, «проявителем» этого одиночества, что позволяет ему осуществиться и проявиться? Мама.
6. Мама – условие осуществления «одинокого» основания клиентки
Итак, мы предположили, что «одинокое» основание клиентки находит свое осуществление с помощью мамы, выступающей, как условие.
Нам важно это подчеркнуть: мама со всем прицепленным к ней вагончиком проблем, сложностей и неприятностей – это не причина, а следствие происходящего с клиенткой. Точнее, не столько следствие, сколько именно условие. Это просто мостик от сущности к бытию для осуществления внутренней «проблемы» клиентки, которую мы для удобства пока что назвали «одиночество» или «одинокое» основание.
Причем у мамы есть свое собственное основание (мы не знаем, какое), которое обосновывается основанием дочери. Так они, мама и дочь, нуждаются друг в друге и становятся двумя моментами целого; создают свою собственную целостность, болезненный симбиоз: мама становится условием осуществления «одинокого» основания дочери, а дочь становится условием для осуществления какого-то «проблемного» основания мамы.
Любое посягательство на эту целостность на уровне наличного бытия с точки зрения диалектики будет малоэффективно, либо будет встречать яростное сопротивление у обеих.
Работать необходимо на уровне сущности, создавая у клиентки новое основание, которое будет «запрашивать» у наличного бытия уже совершенно иные условия, осуществляясь в результативных свиданиях, в достойных мужчинах, в создании дистанции с мамой, в жизни своей собственной взрослой жизнью и т.п.
Новое основание клиентки уже не позволит ей выступать условием «проблемного» основания мамы. Они будто бы начнут «вращаться на разных орбитах». Их с мамой естественным образом начнет разводить и дистанцировать та же «незримая сила», которая до этого сцепляла и сталкивала их друг с другом.
Причем внешне это будет происходить достаточно естественно для клиентки, вне зависимости от того, мама внезапно преобразится и отстанет от дочери сама или же будет закатывать ей жуткие истерики. Для клиентки эта тема «вдруг» перестанет быть проблемой, мама станет «просто отдельным человеком», а сама клиентка закономерно найдет и выработает решения, стили общения, способы коммуникации и т.д., причем эти решения будут получше и поизящнее тех, что мог бы себе представить психолог.
Чтобы еще лучше понять, как это работает, обратимся также к Треугольнику Карпмана, который в этой задаче прямо просится )
7. Как следует использовать Треугольник Карпмана применительно к ситуации с клиенткой?
Давайте посмотрим на ситуацию через Треугольник Крапмана. Для этого представим клиентку в виде Жертвы, маму наметим Притеснителем. Кто будет претендовать на роль Спасителя? Это может быть мужчина, который придет и оградит клиентку от мамы. Также это может быть психолог, который научит, что делать. Или это может быть абстрактное «договориться с мамой», «сделать так, чтобы мама отстала» и т.д. Такой способ работы с треугольником достаточно ожидаем, но малоэффективен, так как он развернут в плоскости наличного бытия, «играет по его правилам».
Подходя диалектически, треугольник стоит разворачивать иначе: Клиентка – все еще Жертва. Мама – не Притеснитель, а Спаситель. Спаситель от чего? А кто у нас остался в наличном бытии клиентки? Мужчина, подходящий для создания семьи. Вот здесь мужчина и прилагающаяся к нему семья и являются главными Притеснителями, от которых клиентка спасается с помощью мамы.
Так мы снова возвращаемся к необходимости работать с «одиноким» основанием клиентки, а не «с вот этим всем» про маму.
8. К чему отнести маму – к существенному или к несущественному?
Для результативной работы психологу важно разобраться, что в запросе клиентки отнести к существенному, а что – к несущественному. Другими словами, что относится к сущности, а что – нет? После чего работать с существенным, а с несущественным – не работать.
Мы уже подошли к тому, что фигура мамы со всем, что к ней прилагается –несущественна. Мама – это просто условие для осуществления «одинокого» основания клиентки.
Предположим, психолог смог бы помочь им «расцепиться». Например, применить техники снятия созависимости, помочь выстроить границы и дистанцировать маму и т.п. Что тогда?
В таких случаях обычно, за редкими исключениями, происходит одно из двух.
Первый сценарий. Мама и дочь быстро восстанавливают созависимость, возвращают прежние границы, устраняют дистанцию. «Все шло хорошо, но у мамы вдруг разболелось сердце и все результаты откатились назад».
Второй сценарий. У клиентки появляется новое условие для осуществления ее «одинокого» основания, которое никуда не делось и продолжает определять наличное бытие. Не будет мамы на эту роль – не беда, появится что-то новое, например:
— обострившийся трудоголизм клиентки;
— пробудившаяся властность клиентки, отпугивающая мужчин;
— регулярно встречающиеся женатые мужчины, предлагающие клиентке стать любовницей, без перспектив создания семьи;
— любые другие неадекватные мужчины, не подходящие для семьи, которые начнут встречаться с завидным постоянством;
— какой-нибудь настырный бывший, который заполонит собой всю жизнь клиентки;
— какой-нибудь финансовый или иной кризис, который потребует на себя все ее внимание;
— и тому подобное.
Таким образом, маму можно «убрать из уравнения» и ничего особенно не изменится. Дело не в маме и никогда в ней не было.
Мама в этой задаче – это значимое для психологической работы наличное бытие, которое заряжено клиенткой, отягощено, обладает особым значением. Это значит, что через маму мы можем в нашей работе получить доступ к существенному. Но самим существенным мама не является.
9. Как правильно работать с мамой с учетом того, что она относится к несущественному?
Психолога категорически не должно интересовать:
— почему и зачем мама так активно участвует в жизни дочери: дело ли в ее собственном одиночестве, или в ее драматическом прошлом, или в каких-нибудь кармических связях с дочерью, или в чем угодно еще – это все не интересно;
— как именно мама мешает дочери выйти замуж: как часто она звонит, по сколько часов они говорят, как она приходит в гости, как трудно ее в чем-нибудь убедить, как трудно с такой мамой пригласить в дом мужчину – это все не интересно;
— как можно договориться с мамой: может, с ней надо поговорить, может на нее надо надавить, или попросить; а может везде заблокировать и при ее появлении на пороге вызывать полицию, чтобы ее силой увозили с территории квартиры;
— история отношений клиентки с мамой: получала клиентка любовь от мамы или нет, винит мама клиентку за что-то или нет, на что мама пошла ради клиентки в свое время и т.д.;
— и вообще все, что угодно другое, связанное с мамой.
Да, можно зарыться в работу с мамой. Работа с этим всем будет насыщенной, эмоциональной и яркой. По пути клиентка получит много важных инсайтов и осознаний. Но это будет работа не про намерение клиентки создать свою семью, а про ее отношения с мамой. Зачем? Нет ответа. По крайней мере, не на этом этапе. Конечно, последующая работа психолога и клиентки вполне сама может вырулить к детству, к маме, к отношениям мамы с папой, клиентки с папой и прочему, но там уже и разберемся, когда получим подтверждение, что это существенно для запроса. Сама вероятность того, что все это может оказаться существенным совсем не означает, что надо пытаться там что-то нащупать раньше обращения к сущности происходящего. Это будет стрельба из пушки по воробьям, попытка попасть пальцем в небо.
В том числе, кстати, совсем не интересно, что делать, если мама хватается за сердце. Что если, например, психолог скажет клиентке: «Вам нужно научиться не поддаваться такой манипуляции!», а мама действительно решит умереть? Что почувствует клиентка? Она обвинит психолога. Может не вслух, но внутренне – почти наверняка. Психологу категорически не стоит лезть в эти отношения клиентки с мамой, ни в каком виде.
Мама буквально не имеет никакого отношения к запросу клиентки. Мама – это пустая форма, условие, статист. Актер, играющий роль.
Поэтому, отвечая на вопрос «Как правильно работать с мамой с учетом того, что она относится к несущественному?», отвечаем – вообще никак не работать.
От мамы нужно отстать )
Скажем больше. Работа с мамой, как с чем-то существенным, что заслуживает внимания и будто бы действительно влияет на результат клиентки может больше мешать, чем помогать. Так психолог как бы подыгрывает кажимости клиентки, что дело действительно в маме – он своим вниманием к маме укрепляет это заблуждение. Мама становится тогда уж очень удобным образом, которым можно объяснить свои проблемы, сложить на него ответственность, замедлить работу.
Таким образом, попытка работать с мамой в этой ситуации – это «крюк на очень много километров». Да, психолог вполне может выйти на существенное через работу с мамой, но может и не выйти. Лучше сразу отсекать несущественное и ориентироваться на существенное. Поэтому даже такой очевидный вроде бы шаг, как снятие созависимости с мамой – не факт, что необходим в этой ситуации.
Исходя из всего вышесказанного, можем обобщить: на работу с мамой не стоит тратить ни минуты времени.
Вместо этого задача – убрать всех статистов, сделать их нейтральными и оставить клиентку наедине со своим «проблемным» содержанием.
Мы делали ровно эту работу в декабрьском Забеге’24, можете посмотреть, как быстро даже самые заряженные и отягощенные образы других людей становятся нейтральными и незначительными.
Мы к этой теме еще вернемся в дальнейшем разборе задачи.
10. Промежуточный итог и конец первой части
Подытожим, что мы получили в первой части решения:
— мы обсудили, как следует прояснять наличное бытие и чем оно отличается от сущности;
— отметили, что у клиентского запроса есть второй момент отрицания и обычно этот отрицательный момент – абсолютный;
— это значит, у клиентки нет противоречия и внутренней борьбы за желаемое, она эту борьбу лишь имитирует, в то время как отсутствие результатов уже стало устойчивым внутренним основанием;
— получить доступ к основанию мы можем, обратившись к сущности и работая с существенным;
— мама в данной ситуации – это точно не существенное, а значит в этой ситуации работать надо точно не с мамой;
— и еще разные другие тонкости разобрали.
Возникают новые вопросы. А что тогда существенное? С чем работать? И каким образом? Куда отнести мужчину и семью? Они-то существенные? Или нет? Осталось много вопросов!
Мы продолжим разбор в следующей части решения задачи, которая будет опубликована через какое-то время.
Продолжение следует!
Я закрываю на форуме прием ваших решений и открываю прием вопросов.
Вы можете задавать в теме задачи на форуме любые вопросы и уточнять все то, что осталось непонятным в опубликованном мной варианте решения.
Для этого заходим на форум под именем: vopros, пароль: vopros.
Оставляем вопросы прямо в теме первой задачи, здесь.
Внимание! Принимаются сообщения с вопросами и уточнениями по тексту решения. Сообщения, которые будут содержать попытки дискуссии, несогласие с моим подходом, сравнивание методов и прочее не будут допускаться модератором. Работая с психологическим задачником, мы преследуем учебные цели изучения диалектики в психологической работе. На этом и сфокусируемся. Спасибо за понимание!