Противоречия в работе психолога

1. Противоречие «Развитие или деградация»

1.3 О восходящей спирали развития

#противоречия

#развитие

Итак, мы рассматриваем развитие, как процесс длительных, накапливающихся, необратимых, непрекращающихся изменений от простого к сложному.

Развитие как абсолютный момент и целое включает в себя в качестве относительного момента два сменяющих друг друга направления развития – назовем их восходящее и нисходящее. Соотношение этих направлений может быть описано такими диалектическими парами, как прогресс и регресс, взлет и падение, движение вперед и откат назад, успех и неудача и другими.

В бытовом сознании восходящие моменты развития ассоциируются с позитивом и воспринимаются, как нечто хорошее, желательное, к чему стоит стремиться; в свою очередь, нисходящие моменты ассоциируются с негативом и воспринимаются, как нечто плохое, нежелательное, чего стоит избегать.

Подобное восприятие может приводить к обесцениванию важности прохождения неотъемлемых нисходящих моментов развития, преуменьшению их роли в становлении человека, попытке их обойти, проскочить и т.п. – все это в плохом смысле усложняет психологическую работу.

Психологу важно помочь своему клиенту выработать одинаково уважительное, внимательное отношение как к своим успехам, так и к неудачам, как к прогрессу, так и к регрессу, как к радостям, так и к печалям. Сюда же входят и «откаты назад», «возвращение проблем», «обострение старых тем» и т.п. Помните притчу про крестьянина, который «не знал», хорошо или плохо то, что с ним происходит? В психологической работе такой настрой позволяет зазря не расстраиваться по поводу «негативных» событий внешнего и внутреннего мира, а живо интересоваться ими, всматриваться, идти на контакт, опираться на них и уметь использовать в русле желаемых изменений.

Важным инструментом в решении этой задачи может стать 1) формирование у клиента нового понятия, образа развития в виде восходящей спирали и 2) придание этому образу свойства фрактальности – самоподобия и повторяемости при изменении масштаба (к этому вернемся позже).

Новые понятие и образ развития помогают человеку отказаться от привычки разделять события своей жизни на позитивные и негативные. На замену «хорошего» и «плохого» приходит «положительное» и «отрицательное» – диалектические категории, описывающие непрерывное развитие через снятие (см. заметку «Что такое снятие?»).

Важно подчеркнуть при этом, что данная пара категорий в бытовом сознании также зачастую ассоциируется с «плохим» и «хорошим»; например, «у меня к честным людям положительное отношение», или «я отрицательно отношусь в опозданиям». Здесь важно сразу прояснить, что, говоря о положительном и отрицательном, мы имеем в виду прежде всего диалектическую триаду двойного отрицания:

I. Исходное положение

II. Отрицание.

III. Отрицание отрицания, которое переходит в новое положение и далее по кругу, а точнее, по восходящей спирали.

Подобно тому, как опытные инвесторы в равной мере умеют получать прибыль не только на росте, но и на падении рынка, так же и человек, обладающий выверенными понятиями и соответствующими образами, в частности, понятием и образом развития, способен наполнять свою жизнь благополучием, сохранять ее высокое психологические качество как при «восходящих», так и при «нисходящих» моментах развития.

Давайте вместе проделаем этот логический путь – от разделения моментов развития на «позитивное» и «негативное», «хорошее» и «плохое», «желательное» и «нежелательное» к принятию в равной мере всех моментов, как необходимых, ценных и важных.

Первый шаг. Сначала представим развитие в виде графика синусоиды. Смену восходящих и нисходящих моментов развития – прогресса и регресса, взлетов и падений, успехов и неудач можно сравнить с возрастанием и убыванием функции.

🖼 См. рис. 1

Рис. 1. Иллюстрация восходящих и нисходящих моментов развития в виде синусоиды

Изучим график. Что мы видим?

Первое. Развитие продолжается с возрастающей сложностью вне зависимости от того, какой момент сейчас осуществляется, восходящий или нисходящий. Развитию в общем «безразлично», что человек сейчас переживает – успех либо неудачу.

Второе. Наблюдая взаимный переход моментов друг в друга, мы можем представить и описать периоды и полупериоды развития. Это помогает увидеть, например, что в восходящем полупериоде присутствуют как восходящие, так и нисходящие моменты; то же касается и нисходящего полупериода.

Например, когда у человека «светлая полоса в жизни», у него наряду с подъемами вполне могут случаться спады и неприятности; как и в полупериод «темной полосы». Более того, они не просто «могут случаться», а необходимы для завершения одного периода и перехода в другой, следующий, более сложный в плане развития период.

Это не стоит понимать буквально, из серии «если я сейчас радуюсь, то потом обязательно должен буду пострадать», мы вводим периоды и полупериоды условно, для изучения колебания явлений, событий и нашего их восприятия, а также для удобства наблюдения и обобщения.

Третье. За точку отсчета моментов взята условная «Линия нуля» – это субъективная граница, по которой человек оценивает происходящее, разделяя его на «хорошее» или «плохое». Если настроение человека выше этой границы, то оно для него «скорее хорошее», а если ниже, то оно – «скорее плохое». Данная граница у каждого своя, а на графике мы ее намеренно усреднили, сделав синусоиду равномерной и симметричной для удобства изучения.

Четвертое. Помимо положения относительно «Линии нуля», человек может оценивать происходящее, исходя из тенденции – если происходит повышение функции, он это оценивает позитивно; понижение функции – негативно. Так восходящий момент в нисходящем полупериоде он может оценивать выше, чем нисходящий момент в восходящем полупериоде. Хотя, если посмотреть отстраненно, по своему уровню восходящий полупериод – выше.

Это знакомо – временами нам какая-нибудь мелочь может испортить настроение, хотя на самом деле все хорошо. Что поделать, так работают человеческие эмоции, они зачастую неадекватны ситуации. Именно поэтому стоит очищать восприятие от случайных, стихийных эмоций; делать его разумным и управляемым, чтобы потом по желанию и уместности добавлять такие эмоции, какие мы сами захотим.

Пока этого достаточно по данному графику. Продолжим наш путь к понятию и образу восходящей спирали развития.

Второй шаг. Добавим в наш график возрастающий тренд.

🖼 См. рис. 2

Рис. 2. Восходящие и нисходящие моменты развития в рамках возрастающего тренда.

Продолжаем разбор.

Пятое. Каждый из моментов развития по мере возрастающей сложности и сам становится сложнее, чем был в предыдущем периоде. Так если мы посмотрим на восходящий полупериод I и нисходящий полупериод I, то увидим, что они находятся примерно на одном уровне. А если мы соотнесем восходящий полупериод I с нисходящим полупериодом II, то мы увидим – более поздний нисходящий полупериод превосходит предшествующий ему восходящий полупериод.

Это хорошо видно в освоении навыков, например, в спорте – опытный спортсмен в своей худшей форме будет примерно на одном уровне, либо превзойдет менее опытного спортсмена в его лучшей форме.

Кто-то из классиков сказал: «Плохой день в Лондоне все же лучше, чем хороший день где-либо еще». Не будем спорить, а лучше используем эту фразу, немного ее перефразировав: «Мои худшие результаты в настоящем лучше, чем мои лучшие результаты в прошлом».

Если вспомнить, какие проблемы всерьез беспокоили нас раньше, то мы улыбнемся – сейчас ситуации подобного уровня мы решаем погодя, даже не обращая на них особого внимания.

Это напоминает компьютерную игру, где каждый новый босс на новом уровне сложнее предыдущего. Если вернуться к предыдущему боссу, он не будет вызывать тех сложностей, что в первую встречу с ним. Мы его уже прошли, поняли и усвоили, как это делается; получили опыт – стали сложнее. Другими словами, сложность нашего текущего уровня развития превзошла вызов проблемы.

Каждая задача, каждый вызов и проблема повышают эту нашу сложность, делая нас мудрее, спокойнее и увереннее в себе… особенно, если мы умеем видеть всю картину целиком. Давайте учиться радоваться встречающимся в жизни «боссам», которые делают нас сложнее – неприятным неожиданным событиям, сложным ситуациям на работе, предъявляющим претензии клиентам, досадным нестыковкам и прочим неудачам, трудностям. Оно того стоит!

Шестое. Поскольку нисходящие полупериоды могут теперь уравниваться и даже превосходить восходящие полупериоды, то их таковое наименование в границе возрастающего тренда становится относительным. Как становятся относительными позитивное и негативное, прогресс и регресс, успехи и неудачи и прочие пары. Они вроде бы все еще зафиксированы в границе «Линии нуля», но ведь эта граница субъективна, а значит так же относительна и может быть изменена по воле человека.

Это понимание приближает нас к возможности отказа от разделения происходящего на «позитивное и негативное» в пользу использования диалектических категорий «положительное и отрицательное».

Седьмое. Здесь же мы видим относительность оценки происходящего «по шкале от 0 до 10» в ходе психологической работы. Для оценки сиюминутной динамики эта шкала вполне годится, а вот если мы это делаем спустя время, то стоит помнить – человек уже продвинулся вверх по тренду развития; возможно, переместился в новый момент развития, либо даже в новый период.

Например, человек получает 50 000 рублей в месяц и оценивает уровень своего материального благополучия на четыре балла из десяти. В текущем периоде развития твердой десяткой для него будет доход в 300 000 рублей. Спустя время, усердно работая во внутреннем и внешнем мире, человек начал получать 250 000 рублей в месяц, и теперь он оценивает уровень своего материального благополучия на сколько? На девять? Нет… Он оценивает его на шесть баллов. Почему? Потому, что теперь «десятка» для него – 700 000 рублей в месяц. Так по мере развития человека шкала оценки двигается вместе с ним.

Когда мы говорим о движении шкалы, мы обращаемся к интересным категориям диалектики – 1) качеству, 2) количеству, 3) мере; о них мы еще поговорим в других заметках.

А пока отметим, что здесь мы обсудили достаточно и теперь можем идти дальше.

Третий шаг. Придадим объем нашему графику и представим его в виде восходящей спирали. Причем спиралью становится как синусоида, так и черная линия, по которой она следует. Получаются две спирали – черная большая спираль и голубая спираль поменьше.

🖼 См. рис 3

Рис. 3. Восходящая спираль развития, положительное и отрицательное, спиральный фрактал.

Восьмое. Когда мы придали графику объем, мы можем увидеть то, чего не было заметно ранее – мы имеем дело не с плоскими линиями, а со взаимосвязанными восходящими спиралями разных масштабов.

Более масштабная черная спираль описывает моменты развития более крупного тренда, менее масштабная голубая спираль, «вчерашняя» наша синусоида, описывает моменты развития менее крупного тренда.

Девятое. Мы также можем наблюдать зеленую линию, вокруг которой строятся наши спирали. Подобно тому, как на предыдущих графиках мы видели только черную линию и голубую синусоиду, на текущем уровне рассмотрения зеленая линия так же выглядит плоско и двухмерно. Если мы придадим объем и ей, то увидим, что она также начнет представляет собой спираль, описывающую еще более высокий уровень и масштаб развития.

Если же мы всмотримся в голубую спираль и «приблизим масштаб», то сможем увидеть, как вокруг нее разворачивается еще более мелкая спираль, которая описывает моменты развития на более низком уровне и масштабе.

Это и есть принцип фрактальности. Спираль имеет свойство самоподобия и воспроизводит себя как при уменьшении, так и при увеличении масштаба.

Здесь мы можем вспомнить заметку о метафоре Солнечной системы. Там планеты движутся по спирали вслед за Солнцем, которое движется по спирали вслед за Галактикой, которая, судя по всему, тоже движется по спирали – это прекрасная метафора спирального фрактала.

Фрактальность позволяет нам рассматривать периоды развития в сторону укрупнения и уменьшения, работая с разными временными отрезками и жизненными циклами.

Например, развитие в масштабах дня отличается от развития в масштабах недели, которое отличается от масштабов месяца, года, десятилетия, всей жизни и выхода за ее пределы.

Смена моментов развития, тенденций на фоне возрастающего «тренда» всей жизни позволяет не только увидеть «в движении» непрерывность развития и его нарастающую сложность, но и отслеживать в нем закономерности, предполагать последующие витки любой из интересующих нас спиралей. Мы так же будем рассматривать и психотехнологии, позволяющие переводить эту работу в практическую плоскость создания желаемых изменений, с воплощением и укреплением высокого психологического качества жизни.

Десятое. Так же, как у Космоса нет «верха» и «низа», так же их нет у наших непрерывно усложняющихся фрактальных спиралей. Мы можем их разворачивать в пространстве как нам захочется, а это значит, что больше нет никаких «восходящих» и «нисходящих» тенденций, моментов.

Например, на графике рис. 3 мы видим, что черная спираль проходит по своим виткам влево и вправо, а также вверх, следуя принципу возрастающей сложности развития. «Влево» и «вправо» – это даже психологически не то же самое, что «вверх» и «вниз», это уже не похоже на «плохое» и «хорошее».

Здесь мы имеем дело с «положительным» и «отрицательным», где нулевая итерация витка спирали отражает некоторое исходное положение, следующая итерация – его отрицание, а следующая – отрицание отрицания, оно же новое положение. И так далее, до бесконечности.

А что же здесь отрицается? Все, что угодно.

по этой теме также см. заметки: «Что такое отрицание отрицания?», «О Рыжей белке», «О Бесстрашном тигре».

Например,

I. Исходное положение. Человек ведет здоровый образ жизни.

II. Отрицание. Человек начал курить.

III. Отрицание отрицания (новое положение). Человек отрицает курение, бросает курить.

I. До этого он был чем-то менее сложным – человеком, который не курит, но и не знает, что такое курить, что такое бросить курить. И если он в будущем закурит, значит в нем была эта слабость, уязвимость, предрасположенность к курению. Можно сказать, он не мог не начать курить, в этом, судя по всему, было его долженствование. В этом смысле ничего такого уж позитивного, если подумать, в этом его не-курении и не было.

II. Потом, на второй итерации витка спирали его развития он отрицал свое не-курение и закурил. Это регресс? Здесь это понятие не уместно. Прежде всего, он стал сложнее; он знал до этого лишь что такое быть человеком, который не курит. Теперь он знает и то, что такое быть человеком, который курит. Он знает больше, чем некурящие люди, он сложнее их в этом смысле.

III. Потом человек замыкает виток спирали, отрицает свое отрицание не-курения. То есть перестает курить, отказывается от курения. Он становится еще сложнее, его опыт богаче. Теперь он знает, что такое не-курить и что такое курить, а также что такое отказаться от курения и снова не-курить. Он в этом смысле устойчивее, чем до этого, чем тот он, у которого была слабость, готовность закурить, не зная, что это такое. Теперь же, получив кучу травматического опыта в ходе отказа от своей зависимости, он обрел иммунитет к этой вредной привычке – если, конечно, он бросил по-настоящему. Если же нет, его ждет еще столько витков, сколько понадобится.

Что в этой истории с курящим человеком «хорошо», а что – «плохо»? А мы не знаем, как тот крестьянин с лошадьми и сыном из притчи. Есть нечто, что полагается, а есть нечто, что отрицается – и это все, что мы можем по этому поводу сказать. Добавив при этом, что в соответствии с определением развития все это происходит непрерывно, необратимо, с возрастающей сложностью.

Вот эта сложность развития – и есть наш главный ресурс. Чистое, неокрашенное еще пока ничем «сырье», из которого мы можем создавать либо слабости и трудности, окрашивая его в негативные эмоции, присваивая ему различные ярлыки и прочее… либо можем создавать силу, уверенность, ясность, благополучие и высокое качество жизни, преодолевая на этой силе любые трудности и невзгоды.

Это уже решать каждому человеку. А наша задача – описать, как, по каким законам и принципам это происходит. А затем – как это перевести в практическую плоскость, пользоваться всем этим и применять к разным ситуациям.

Увидимся в следующих заметках!  

Последние записи

Избранное

Примеры

Популярное

Яндекс.Метрика

(с) Благополучник. Диалектика Гегеля в психологии и жизни