Противоречия в работе психолога
1. Противоречие «Развитие или деградация»
1.2 О возрастающей сложности развития
#противоречия
#развитие
«Все, что нас не убивает, делает нас сильнее»
Ф. Ницше
В предыдущей заметке мы определили развитие как процесс длительных, накапливающихся, необратимых, непрекращающихся изменений от простого к сложному.
Понятие «сложность» можно рассматривать, как 1) трудность, запутанность; либо как 2) многообразие связей, богатство содержания.
В нашей заметке мы берем за основу второе определение. Можно было бы еще сказать, что сложное – это «сложенное из простых», но это будет упрощением… Не будем, впрочем, сейчас погружаться в анализ диалектической пары «простое и сложное», а вернемся к понятию развитие и еще раз отметим, что под сложностью мы понимаем не какую-нибудь запутанность, а многообразие связей, богатство содержания. Соответственно, простота – это однообразие связей и небогатое содержание.
Итак, наряду с необратимостью, которую мы затронули в предыдущей заметке, развитие обладает нарастающей сложностью. Это значит, человек, вещь или явление в ходе развития обретает все более сложное, богатое содержание.
Форма при этом может как усложняться, так и упрощаться.
Рассмотрим это на примере цитаты Брюса Ли: «Я не боюсь того, кто тренирует десять тысяч разных ударов. Я боюсь того, кто тренирует один удар десять тысяч раз».
Изучим этот пример через призму диалектического двойного отрицания:
I. Исходное положение. Начинающий боец в ходе освоения боевых искусств изучает простые, базовые удары. Его умение обладает простотой как по форме, так и по содержанию.
II. Первое отрицание. Опытный боец расширяет свой арсенал, осваивая «десять тысяч ударов». Его умение переходит в более сложную форму, с более сложным, богатым содержанием.
III. Отрицание отрицания. Мастер боевых искусств «тренирует один удар десять тысяч раз» – значительно упрощает форму, но при этом существенно повышает сложность и богатство содержания своего мастерства.
Сравним теперь новичка и мастера, делающих один и тот же «простой» удар. Их результативность будет различаться? Однозначно – да. Хоть по форме они и схожи (для неискушенного наблюдателя), но по содержанию между ними – пропасть; удар мастера гораздо богаче, так как он, в отличие от удара новичка, подкреплен и освоением базы (I), и обретением разнообразия вариантов (II) и, наконец, «тренировкой одного удара десять тысяч раз», доведением его до совершенства (III).
Подобно этому опытный психолог за достаточно короткое время «простым» вопросом, «дежурной» метафорой или элементарной «трехминутной» техникой может получить больший терапевтический эффект, чем его менее опытный коллега, использующий более сложные по форме, но менее богатые по содержанию многочасовые паттерны. О приоритете личности психолога над методом мы уже говорили в заметке «Границы в совместной работе психолога и клиента».
Что нам дает понимание нарастающей сложности развития?
Представим, у клиента черная полоса в жизни – его уволили с работы, он расстался с любимой девушкой, начал пить и курить, погряз в компьютерных играх, перестал следить за собой. Налицо – регресс, переход от более совершенной формы в менее совершенную.
Клиенту важно помочь увидеть, что он проживает относительный момент своего абсолютного развития. Вот прямо сейчас, в своих грязных трениках, с бутылкой пива и прохождением опостылевшей игры он повышает уровень своей сложности и создает основу для последующего прогресса, подъема, взлета, перехода на следующий виток спирали развития.
При всем упрощении человека «по форме», при всех «откатах назад» и регрессивных тенденциях… сложность, богатство его содержания через все эти «отрицательные» события продолжают возрастать. Помните притчу о Рыжей белке, которая после тяжелых жизненных испытаний обрела авторитет и право утверждать, что жизнь – прекрасна? Здесь тот же принцип. За одного битого двух небитых дают…
Перефразируя Ф. Ницше, все, что нас не убивает, делает нас сложнее. И уже наша задача – эту сложность преобразовать в силу и последующий прогресс.
Продолжение следует!