Представим, к психологу обратился человек с проблемами в разных сферах жизни. Например, пробуксовка на работе, непонимание в семейных отношениях, неприятности со здоровьем, общая неудовлетворенность жизнью и т.п.

Уже на первой встрече психологу важно сформировать общую с клиентом систему координат их предстоящей работы; выстроить соответствующие понятия и образы изменений; установить связь между проблемным настоящим клиента и его неизбежным благоприятным будущим(1).

Давайте посмотрим, как в этом может помочь принцип двойного отрицания и притча про Рыжую белку.

Вспомним восходящую спираль и путь развития Рыжей белки с переходом по этапам диалектической триады «исходное положение – первое отрицание – отрицание отрицания».

I. Исходное положение, положительный момент – незрелое, бестолковое и пустое «Жизнь прекрасна».

II. Первое отрицание, противоположный отрицательный момент – авторитетное, полновесное «Жизнь ужасна».

III. Отрицание отрицания, целое с абсолютным положительным моментом – зрелое, авторитетное, жизнеутверждающее(2) «Жизнь прекрасна».

Прояснение самого по себе существования этих этапов и узнавание клиентом в них того, что с ним сейчас происходит, решает первую задачу. А именно, это помогает перейти клиенту в его восприятии от дискретности к непрерывности.(3)

Дискретное восприятие разрозненно, ограниченно, изолированно. Здесь прошлое, настоящее и будущее разделены, нет понимания причинно-следственных связей, есть узкое восприятие себя внутри проблемы. Для такого восприятия характерно состояние жертвы(4).

Непрерывное восприятие – другое дело. Клиент может сравнить себя с Рыжей белкой на этапе II. Первого отрицания, когда она столкнулась с невзгодами. Это значит, что всем происходящим проблемам клиента предшествовало некое незрелое, инфантильное I. Исходное положение. Также это значит, что после всех проблем нашего клиента ждет этап III. Отрицания отрицания – своеобразное «возвращение домой»(5); зрелый, взрослый благополучный этап жизни.

Все это помогает клиенту задать важные вопросы:

– Отрицанием какой-такой его прошлой незрелости выступают обострившиеся проблемы(6)?

– К какой-такой зрелости его ведет преодоление этих испытаний?

Так клиент соединяет оторванные друг от друга этапы развития в единую картину логичного и последовательного формирования благополучного целого, в котором все происходит для клиента и в его интересах – даже если прямо сейчас это выглядит негативно и враждебно.

Вторая задача, которая здесь решается – освоение клиентом спиральной модели развития. Обычно люди описывают свой запрос в духе линейной модели, что выглядит примерно так: «Хочу вернуть, как было раньше; раньше было хорошо».

Спиральная модель помогает увидеть, что как раньше – не только невозможно, да и не надо. Потому, что если бы то, что было раньше, было зрелым, крепким и надежным, то оно не сломалось бы и не перешло бы в текущее состояние кризиса(7).

Третья задача – принятие клиентом происходящего, отказ от оценочных суждений, избавление от самообвинения(8). Ведь текущие проблемы или, точнее сказать, вызовы – закономерный ответ на инфантильность и незрелость предыдущего жизненного этапа. Этот этап жизни можно сравнить с пробуждением, взрослением, принятием ответственности за свою жизнь(9).

Происходящее с клиентом – совсем не плохо; это не деградация и не отклонение от правильного пути. Это не какая-то ужасная ошибка. Наоборот, все происходящее – это продолжение пути, особый период в жизни, крайне важный, ценный и насыщенный; можно сказать, счастливый.

Итак, сделаны первые шаги, чтобы клиент:

— научился воспринимать происходящее с ним непрерывно;

— перешел из состояния жертвы в состояние хозяина происходящего;

— освоил спиральную модель развития, увидел связь и преемственность этапов своей жизни;

— понял логику происходящих с ним успехов и неудач;

— увидел за проблемами благополучное целое;

— перестал «справляться с враждебным миром», начал спокойно и уверенно распоряжаться ресурсом пробуждающих его вызовов.

Продолжение следует.

Сноски к Примечанию 3 «Применение притчи про Рыжую белку в практической психологии»

(1) В заметке «Что такое принять решение?» мы обсуждали, что такое система координат благополучия, как правильно принятым решением задать неизбежность светлого будущего и др.

(2) Жизнеутверждение как ресурс формируется через соединение положительного и отрицательного моментов в такое целое, где положительный момент становится абсолютным. Это значит, что отрицательный момент на него никак повлиять уже не может.

Наглядный пример жизнеутверждения – отрицание отрицания в притче про Рыжую белку. Можно описать суть жизнеутверждения словами: «Да, в жизни бывают моменты ужасного, но в целом она прекрасна».

Еще один пример жизнеутверждения – «Парадокс Стокдейла», как парадоксальное сочетание трезвого признания проблем и абсолютной веры в то, что все в итоге сложится благополучно.

(3) Дискретность и непрерывность – парные диалектические категории, описанные Гегелем в первом томе «Науке Логики».

Для наглядности приведу пример из квантовой механики, обратившись к корпускулярно-волновой теории света:

— свет, как частицы (корпускулы) – это пример дискретности,

— свет, как волна – это пример непрерывности.

Более подробные примеры дискретности и непрерывности в психологии мы будем изучать в отдельных заметках – говоря об этих двух категориях, есть где развернуться и о чем поговорить.

(4) Под жертвой мы будем понимать определение человека, с которым нечто происходит против его воли.

В нашем примере клиент не хотел проблем, но они с ним происходят – теперь он по своему определению, вроде как, жертва. В это состояние легко провалиться, что значительно усложняет какую-либо последующую психологическую работу.

Чем плоха роль жертвы? Прежде всего тем, что перемещение в позицию жертвы запускает Треугольник Карпмана. Если есть Жертва, то автоматически появляются роли Притеснителя и Спасителя, которые, как вакуум, заполняются, бессознательно назначаются человеком.

Притеснитель – это люди или явления, которым надлежит угнетать жертву. Притеснителями может быть все, что угодно, например все те же проблемы человека и вписанные в них люди. Притеснитель может приобретать облик черной полосы жизни, некоей злой силы, враждебного мира, злого Бога (см. таблицу уровней сознания Д. Хокинса, столбец «Бог» до уровня 175), который наказывает человека и т.п.

Спаситель – это внешний ресурс, который должен теперь спасать жертву, потому что она сама это сделать не способна. От этого у жертвы катастрофические ожидания с одной стороны, и проблемы с ответственностью за свою жизнь – с другой стороны. Это, мягко говоря, не помогает в психологической работе, поэтому надо отсюда выбираться. Спасителями могут быть люди и явления, например, несбыточная цель, уход в дурные привычки, наступление какой-то даты и т.п. Отдельное «удовольствие» – это когда спасителем назначается психолог. Это верный путь к последующему обрушению вообще какой-либо психологической работы с клиентом.

Как видите, мы можем рассматривать Треугольник Карпмана, как противоречие, моментами которого являются жертва, притеснитель и спаситель, а целым является выход из данного треугольника.

(5) В более сложном и развернутом варианте мы можем здесь говорить об архетипическом «Странствии героя», описанном в книге Джозефа Кемпбелла «Тычячеликий герой».

(6) Под клиентской проблемой мы будем понимать все то, что мешает жизни человека. Если пришедший на консультацию человек, например, курит, но это курение не признается им, как нечто мешающее его жизни, то это и не рассматривается как проблема.

Здесь передадим привет всем тем, кто любит находить и назначать проблемы в жизни других людей за этих людей. Из серии: «…ты не замужем – это проблема, сделай с этим что-то». Кстати, если такую директивность проявляют психологи – то это уже граничит с нарушением этики.

(7) См. «Противоречие и кризис».

(8) См. притчу про китайского крестьянина.

(9) Можем провести параллель с исторей Сиддха́ртхи Гаута́мы, когда принц столкнулся с болезнями, старением и смертью, и с этого начался новый важный этап его жизни.

к примечанию

Последние записи

Избранное

Примеры

Популярное

Яндекс.Метрика

(с) Благополучник. Диалектика Гегеля в психологии и жизни