1.1 Формулирование противоречия, перечисление диалектических пар, определение понятий и первый вывод
#противоречия
Начинаем разбирать противоречия в работе психолога. Возьмем первый вопрос из списка: «Существуют ли застой и деградация или они – один из моментов абсолютного непрерывного развития?».
К этому вопросу мы можем добавить и такие:
– «Существуют ли в психологической работе откаты назад: проседание результата, возвращение проблемы?»;
– «Может ли проделанная психологическая работа обнулиться, например, если делать большие перерывы между встречами с психологом, или по другим причинам?»;
– «Почему в психологической работе одна и та же проработанная тема может возвращаться снова и снова? До этого ее недостаточно глубоко отработали?»;
– и др.
Формулирование противоречия
За этими вопросами стоит противоречие между развитием и деградацией. В качестве формулировки данного противоречия обозначим его основные положения:
1. «Можно или развиваться, или деградировать – третьего быть не может».
2. «Развиваться – это хорошо. Деградировать – это плохо».
3. «Нужно развиваться, иначе будешь деградировать».
4. «Чтобы развиваться, необходимо прилагать специальные усилия».
5. «Нужно развиваться в правильную сторону».
Перечисление диалектических пар
Основные диалектические пары (взаимополагающие полярные противоположности), связанные с нашим противоречием:
– развитие и деградация;
– прогресс и регресс;
– изменения и неизменность;
– движение и покой;
– движение вперед и движение назад;
– движение вверх и движение вниз;
– и др.
Мы намеренно не добавляем в список диалектическую пару с понятием «застой». Данное понятие означает отсутствие прогресса, имеет негативную коннотацию и может рассматриваться как проявление регресса. Таким образом, понятие «застой» мы будем относить к паре «прогресс и регресс».
Определение понятий
Каждое из понятий в перечисленных парах многозначно. Ниже приводятся те определения, на которые мы будем опираться в дальнейшем разборе.
Понятия «слева»
Развитие – процесс длительных, накапливающихся, необратимых, непрекращающихся изменений от простого к сложному.
Изменение – переход в иное, другое.
Движение, переход – изменение, имеющее направленность, например, вверх, вперед и т.д.
Прогресс – тип, направление развития, характеризующееся переходом от низшего к высшему, от менее совершенного к более совершенному.
Понятия «справа»
Деградация – разрушение материи по законам природы и времени.
Неизменность – отсутствие изменения.
Покой – отсутствие движения.
Регресс – тип, направление развития, характеризующееся переходом от высшего к низшему, от более совершенного к менее совершенному.
Первый вывод
На основе данных определений мы уже можем сделать первый вывод: развитие и деградация не являются полярными противоположностями; это понятия разного порядка.
Развитие определяется необратимостью. То есть, «развиваться обратно» – невозможно. Это значит, деградация не является «развитием наоборот», она лишь описывает разрушение материи по законам природы и времени; включена в развитие, является его моментом в узком контексте, отражающем специфические процессы в материальном мире.
Для иллюстрации соотношения этих понятий возьмем, например, осеннее сбрасывание листвы у деревьев.
Если мы смотрим на происходящее в границе листьев, то мы как будто наблюдаем деградацию – листья желтеют, сохнут и опадают.
Если же мы смотрим на это в границе дерева, то мы наблюдаем развитие; дерево следует своему долженствованию – сбрасывает листья в ходе своего очередного природного цикла, как и положено дереву.
Из этого вывода также следует, что в психологической работе вообще не может быть деградации. Могут быть моменты регресса, покоя и других, но деградация относится к материальному миру, а значит в данном контексте неуместна. Мы об этом еще будем говорить, приводить еще примеры.
Теперь, когда мы сформулировали противоречие, перечислили связанные с ним диалектические пары и определили понятия, мы можем перейти дальнейшему разбору.
До встречи!