«Многие вещи нам непонятны не потому, что наши понятия слабы;
но потому, что сии вещи не входят в круг наших понятий»
Козьма Прутков
Первое, с чем сталкивается человек, открыв книгу «Наука логики» – это сложность языка, которым Гегель выражает свои мысли. Вот, например, сейчас я открыл наугад первый том «Бытие»(1) и читаю:
Предположу, что вам этот отрывок показался непонятным набором слов. Буквально вся книга написана таким языком. Многие критики ставят Гегелю в укор эту непонятность – вроде как он косноязычный, страдающий ненужной заумью и вообще… умные люди умеют объяснять сложные вещи простым языком. А Гегель не умеет, получается, так? Или не так?
В юности на меня произвела впечатление книга Р. Хайнлайна «Чужой в чужой стране» (Stranger in a Strange Land, 1961). Запомнилась она мне следующим. Главный персонаж Майкл, родившийся на Марсе и воспитанный марсианами, возвращается на Землю и открывает для себя жизнь землян под совершенно новым углом. В этом ему помогает знание марсианского языка, содержащего ряд понятий, которые невозможно перевести на земные языки. Помимо прочего Майкл обладает сверхчеловеческими способностями, которые не являются чем-то необычным – они есть следствие обладания особыми понятиями на марсианском языке. Позже, когда другие персонажи книги осваивают марсианский язык, эти сверхспособности становятся доступны и им тоже.
Идея взаимосвязи языка, понятий и новых возможностей также обыграна в фильме Дени Вильнева «Прибытие» (Arrival, 2016). На Землю прибывают инопланетяне – гептаподы, и пытаются вступить в контакт с землянами. К общению с ними привлекается лингвист Луиза Бэнкс, которая последовательно изучает структуру языка пришельцев и осваивает его. В ходе коммуникации Луиза понимает, что гептаподы воспринимают время иначе, чем люди, рассматривая прошлое, настоящее и будущее, как единое целое. Освоив понятие «время» на языке гептаподов, Луиза получает способность «гулять» по времени, взаимодействуя с людьми и явлениями из прошлого и будущего.
Книгу и фильм я привел для иллюстрации простой идеи. Язык диалектики Гегеля позволяет выводить(2) и осваивать понятия о явлениях таким образом, что овладение данными понятиями открывает новые измерения восприятия и новые возможности отношений с этими явлениями. Это не какая-то моя догадка или предположение, а личный опыт изучения «Науки логики».
После вдумчивого и повторяющегося штудирования любой, даже самый сложный фрагмент текста внезапно проясняется, становится простым и очевидным. Здесь же возникает интересный эффект – углубляется картина мира, к ней добавляется некое новое измерение, позволяющее видеть в явлениях то, что раньше было скрыто и недоступно. Начинают проявляться взаимосвязи явлений, приоткрывается их сущность, глубина, источники внутреннего самодвижения и другое…
Также приходит осознание, что Гегель изложил свою мысль оптимально – в его формулировках нет ни одного лишнего и ни одного недостающего слова. По-другому выразить это если и возможно, то крайне затруднительно. В том, как он излагает мысли, нет избыточности и зауми. Просто Гегель дает нам язык выведения понятий, которые открывают нам доступ к совершенно новым измерениям явлений и качественно иным возможностям отношений с ними.
Эту заметку я посвящаю тем, кто решил познакомиться с «Наукой логики», споткнулся о сложность и отказался от своего намерения. Дождитесь хотя бы одного «внезапного прояснения», о котором я написал выше, оцените изменение картины мира и, вполне возможно, вы по-новому посмотрите на эту книгу.
Сноски к заметке «О сложности языка диалектики Гегеля»
(1) «Наука логики» Гегеля состоит из двух книг и трех томов.
— Книга первая «Объективная логика», включает в себя первый том «Бытие», второй том «Сущность»
— Книга вторая «Субъективная логика», включает в себя третий том «Понятие».
(2) В диалектике Гегеля понятия именно выводятся. Более простое понятие, развиваясь, переходит в другое, более сложное – которое также, развиваясь, переходит в следующее, более сложное и так далее. При этом каждое последующее понятие уже содержит в себе все предыдущие понятия, во всем богатстве их внутренних противоречий, переходов, самодвижения, связей и т.д. В том числе в этом и заключается, с одной стороны, сложность понимания диалектики Гегеля, с другой стороны – ее сила.
Возьмем, например, понятие «Качество». Если мы обратимся к словарю, мы найдем лишь только определение, которое мало что даст для развития нашей картины мира. Например, открываем Философский энциклопедический словарь, читаем: «Качество – философская категория, выражающая неотделимую от бытия объекта его существенную определённость, благодаря которой он является именно этим, а не иным объектом».
Даже если мы начнем по очереди искать определение каждого слова: философия, категория, выражение, неотделимость, бытие, объект, существенность, определенность и т.д., мы просто получим набор определений. Они будут ссылаться друг на друга и объяснять друг друга, но из этого мы не получим развивающихся, иерархически взаимосвязанных, снимающих внутренние противоречия Понятий, которые открывают в нашей картине мира те самые измерения, о которых я писал в заметке.
Если мы возьмем понятие «Качество» и подойдем к нему диалектически, то мы увидим следующее «движение назад»:
— Качество – изолированно взятая определенность.
— Определенность – небытие, принятое в бытие (наличное) так, что конкретное целое имеет форму бытия, непосредственности (наличного бытия).
— Небытие – ничто наличного бытия.
— Наличное бытие – результат становления.
— Становление – единство бытия и ничто, моментами которого являются возникновение и прехождение.
— Возникновение – переход ничто в бытие; Прехождение – переход бытие в ничто.
— Ничто – чистое бытие, взятое непосредственно.
— Чистое бытие – неопределенное непосредственное.
Мы видим, что понятие «Качество» содержит в себе восемь предыдущих понятий. Но для нашей картины мира нам этого все равно недостаточно – мы не видим развития и переходов одного понятия в другое. Для этого и нужно выведение.
Чтобы освоить понятие «Качество», обогатить им свою картину мира и получить доступ к новым возможностям применения качества в жизни и профессиональной практике, нам предстоит проделать определенный путь. 1) Вникнуть в самое первое понятие – «Чистое бытие»; 2) созерцая его самодвижение, вывести из него понятие «Ничто»; 3) обнаружить их взаимный переход, выйти на «Возникновение» и «Прехождение»; 4) вывести понятие «Становление»; и так далее.
Подобная логика работы с понятиями будет действовать и в психологической работе с клиентами. Если у клиента есть «нерешаемая» проблема, мы можем предположить, что у него беспорядок в связанных с этой областью жизни понятиях, как в анекдоте: «…то, что мы принимали за оргазм, оказалось бронхиальной астмой».
При этом у нас не будет задачи заменить «негативные» понятия на «позитивные», как мы это делаем, например, с убеждениями. У нас будет задача навести порядок в понятиях, как сочетании объективного и субъективного, в соответствии со структурой «Науки Логики» – от Бытия, к Сущности, от Сущности к Понятию. Об этом мы еще будем говорить в отдельных заметках.
Возможно, вам будет интересно:
- Цитата Лао Цзы о вере Если в тебе недостаток веры, то бытие не верит в тебя. Лао Цзы...
- Как работают решения. Что такое «принять решение»? Принятие окончательного решения иногда может выглядеть, как гражданская война внутри себя. Джим Рон У меня есть любимая футболка для работы...
- Цитата о собственной подлинности Отличная цитата! Ничьи чужие цели не подойдут. Только играя в унисон со своим собственным настроением, человек обретает мотивацию реализовать тот...
- Мои учителя Настоящий учитель — не тот, кто тебя постоянно воспитывает, а тот, кто помогает тебе стать самим собой. М.А. Светлов Мне...
- Сердце мышонка. Индийская притча Эта притча попалась мне на глаза примерно месяц назад. При этом «дошло» до меня только сейчас, прямо пронзило — насколько...