Вообразите ракету-носитель, состоящую из двух или более ракетных ступеней, каждая из которых содержит свои собственные топливо и двигатели. По мере набора высоты и расходования топлива ракета последовательно отделяет отработавшие ступени, передавая «эстафету» от одной ступени другой, а затем – космическому аппарату, который выходит на околоземную орбиту.

Опираясь на эту метафору, представим, что у мотивации, подобно ракете-носителю, так же есть разные ступени, каждая из которых выполняет свою функцию, исчерпывает себя и освобождает место следующей «мотивационной ступени». Другими словами, на разных этапах работы нужна разная мотивация.

Продолжим разворачивать «ракетную» метафору и применим к ней принцип двойного отрицания.

I. Исходное положение. Ракета неподвижна, она стоит на стартовой площадке. На нее воздействует атмосферное давление; сила притяжения прочно удерживает ее на земле.

II. Первое отрицание. Пошел обратный отсчет, заработали двигатели первой ступени, ракета пришла в движение. Она отрывается от земли, стремительно двигается вверх и, последовательно отрабатывая и отсоединяя ступени, устремляется за пределы земной атмосферы.

III. Отрицание отрицания. Покинув пределы атмосферы и отсоединив все промежуточные ступени, оставшийся от ракеты космический аппарат выходит на околоземную орбиту, после чего выключает свои двигатели. Он как бы снова приходит в неподвижное состояние – но совсем не такое, как было в I. Исходном положении. В этом своем новом «состоянии покоя» на земной орбите космический аппарат двигается с орбитальной скоростью – теперь его движение поддерживает сама Земля.(2)

Вернемся к мотивации. Пришедший к психологу человек обычно находится в своеобразной консервации, адаптации к своим проблемам – помните, мы говорили про психологическую инерцию? Клиент нуждается в мотивации – буквально, в приведении себя в движение. Это должна быть такая мотивация, которая будет отличаться от предыдущих его попыток «изменить свою жизнь», от привычной имитации усилий, несостоятельных импульсов и хаотичных порывов, которые ранее заканчивались ничем особенным.

Говоря на языке нашей метафоры, клиент нуждается в сообщении ему такой «скорости», которая надежно позволит преодолеть «земное притяжение» его проблемной адаптации и выйти на психологическую «земную орбиту», где «все происходит само собой» и дополнительная мотивация больше не нужна.

Посмотрим на это в контексте двойного отрицания.

I. Исходное положение. Клиент находится в психологической консервации, он «неподвижен» – любые его попытки изменить свою жизнь не дают достаточного импульса для реальных перемен.

II. Первое отрицание. Психолог помогает клиенту найти и применить мотивационные рычаги (о них мы поговорим в следующей заметке), использовать специальные психотехнологии и сделать другие шаги, которые приведут клиента в действительное движение. Здесь нет постоянной, устойчивой, «правильной» мотивации. Подобно отделяющимся ступеням ракеты, одна форма мотивации сменяет другую – ни одной из них не место в «открытом космосе». Их задача – транспорт, не более.(3) Здесь мы получаем принцип: «Если человеку нужна дополнительная мотивация – эта мотивация будет мнимой».(4)

III. Отрицание отрицания. Выйдя на психологическую «орбиту», человек приходит в состояние, описанное Сомерсетом Моэмом: «Человек не то, чем он хочет быть, но то, чем он не может не быть». В этом состоянии, если спросить, нужна ли ему мотивация, он спросит: «Какая? Зачем?». Он вошел в состояние истинного долженствования, которому у нас посвящена одна из заметок. Ему больше не надо себя к чему-то сподвигать. Подобно тому, как на орбите устойчивое движение космического аппарата обеспечивает целая планета, так же и клиента на этом этапе «взяли под крыло» весьма мощные силы(5); верный признак, что это произошло – у человека все необходимое начало получаться «как бы само собой».

Далее мы продолжим составлять объемную картину работы с мотивацией. В следующей заметке мы рассмотрим метафору рычага. До встречи!

Сноски к заметке «Психологические метафоры – 1. Что общего у мотивации и космической ракеты?»

(1) Здесь и далее я буду делиться метафорами, которые я использую в своей психологической практике. Вынесу их в отдельный цикл заметок; сегодня будет первая из них.

(2) Познавательные ролики по теме:
— про космические ступени: здесь и здесь;
про орбиты;
про ионные двигатели.

Добавлю также, что если для выхода на земную орбиту ракете необходимы были жидкостные двигатели с максимальной тягой, то для условий космоса больше подходят электродвигатели; в частности, более маневренные ионные ракетные двигатели с малой тягой. Эта особенность работает на метафору и подчеркивает качественные изменения в мотивации на этапе III. Отрицания отрицания. С этой другой мотивацией открываются и новые горизонты: помимо возможности корректировки курса, при желании возникает перспектива развития второй космической скорости, перехода между орбитами, осуществление дальних полетов и другого.

(3) Давайте рассмотрим, как могут меняться психотехнологии в зависимости от актуальной мотивационной ступени.

Возьмем для примера психотехнологию «Раскрутка вверх» из книги С.В. Ковалева «Нейротрансформинг. Основы самоконсультирования».

С помощью «Раскрутки вверх» мы повышаем уровень мотивации клиента, последовательно задавая ему вопрос «А что это тебе даст?». Так, например, человек, который хочет получить повышение по работе, двигаясь по раскрутке вверх, может называть что-то вроде: «Повышение по работе даст мне больше денег; а это даст возможность сменить машину, и переехать в новую квартиру; это в свою очередь позволит мне расслабиться и почувствовать себя успешным; а это даст мне спокойствие и радость жизни; тогда, я пойму, что Мир в порядке». В таком духе. И это прекрасно работает – уставший от проблем клиент, оживает, у него загораются глаза, он готов сделать все необходимое, чтобы его повысили.

Давайте посмотрим дальше. Мы же всерьез не думаем, что повышение зарплаты даст человеку вот это все, перечисленное – расслабленность, спокойствие, радость жизни… Разве это есть у всех людей, которых повысили по работе? Конечно, нет.

Через раскрутку вверх клиент «очаровался» своей целью и решил важную задачу – пришел в движение, приступил к изменениям. Мотивационная ступень сделала свое дело, ее можно отделять. Теперь надо бы образ цели адекватизировать. Применив, например, психотехнологию работы с ожиданиями, которую я давал на одном из своих вебинаров в 2016 году (ознакомиться с презентацией можно здесь).

В работе с ожиданиями мы берем образ цели и делаем прямо противоположное раскрутке вверх – применим метафору уравнения, мы убираем из этой цели все ложные ожидания, которые ей не соответствуют. Мы обнаруживаем, что повышение по работе дает ровно следующее: 1) повышение зарплаты, 2) изменение статуса, 3) появление новых обязанностей; 4) возможное изменение окружения в компании; 5) новые возможности роста в компании. И – все. Без всякого идущего прицепом расслабления, радости и прочего.

То есть на данном этапе мы помогаем клиенту разочароваться в его цели, начать видеть ее предельно трезво и ясно. Попутно снимаем и созависимость с целью. И это точно так же помогает мотивации – уже на качественно новом уровне. Помните историю про тигра, здесь происходит нечто схожее.

Предлагаю вам посмотреть под этим углом на известные вам психотехнологии и способы работы с мотивацией; прикинуть – где в работе тот или иной вариант будет уместен, а где этот же вариант начнет себя исчерпывать.

(4) Помните, мы говорили, что если внутренний ресурс полагается целью, а не средством, то он перестает быть действительным? Мы вышли на еще один принцип, касающийся дополнительной мотивации – если она нужна, то она еще не абсолютная. Можно назвать ее мнимой. Хотя по пути к абсолютной «орбитальной» мотивации она вполне может быть целесообразной.

(5) Этим мощным сила у В.К. Тарасова в книге «Технология жизни. Книга для героев» посвящена целая первая глава – «Путь». В этой главе приведены емкие, глубокие притчи и метафоры, помогающие прикоснуться к состоянию психологической «орбиты».

Возможно, вам будет интересно:

  1. Притча про молодого тигра как пример двойного отрицания Примечание 5. Притча про молодого тигра, как пример двойного отрицания Продолжаем разбирать принцип двойного отрицания на примере восточных притч. Предлагаю...
  2. Что такое отрицание отрицания? Мы подошли к диалектической триаде «утверждение – отрицание – отрицание отрицания»(1). Также ее называют «законом двойного отрицания». А еще ее подразумевают, когда...
  3. Среда. Трудовые будни — 2 Сегодня провел супервизию на тему Разбор на практике самых распространенных ошибок слушателей семинаров. Часть 2. Содержание теоретической части: 1. Неуместное...
  4. Введение в тему принятия родительских фигур через пересборку противоречия Продолжаем следовать объявленному в январском анонсе плану. В предыдущих заметках мы рассмотрели логику работы с обобщенным личностным конфликтом. Теперь переходим...
  5. О сложности языка диалектики Гегеля «Многие вещи нам непонятны не потому, что наши понятия слабы; но потому, что сии вещи не входят в круг наших...

Posted by Антон Ковалевский