Здравствуйте!

Сегодня мы поговорим о ролевом моделировании. Эта тема, как вы заметили, вызывает мой интерес уже несколько недель. Даже не знаю, чем это обусловлено, видимо надоело видеть недооцененность этого гениального во всех отношениях паттерна работы, получившего название «Герои». Паттерна, который позволяет нам получать информацию из коллективного Бессознательного, использовать скрытые (нами же) внутренние ресурсы, находить решения в сложных ситуациях, внезапно обнаруживая, что ничего сложного здесь нет даже близко.

Что же такого примечательного в ролевом моделировании в целом, и в паттерне «Герои», в частности?

Сколько себя помню, всегда испытывал слабость (в хорошем смысле слова) к историям и рассказам о выдающихся людях, даже если они были вымышленными персонажами. В одной из прошлых заметок я писал, как, тогда еще неосознанно, я использовал модели из фильмов и книг для повышения ресурса выносливости. Когда я начал изучать психотерапию, ролевое моделирование было одним из наиболее интересных для меня направлений, и я проверял различные вариации использования Героев на практике.

29 ноября 2010, например, на форуме Института Инновационных Психотехнологий мною была опубликована запись о моделировании Каспарова. Помню как сейчас, как идентификация с Героем позволила «на автомате» обыграть компьютер в шахматы на максимальном уровне сложности. Тогда мне этот результат показался фантастичным, и работа с моделированием еще больше привлекла мое внимание.

Тогда я еще не знал всего многообразия вариантов моделирования. Когда узнал, влюбился в этот вариант работы окончательно. Взять, например, паттерн Герои — что он из себя представляет?

Предположим, у человека возникла проблема. Например, довольно часто встречается несоответствие реального поведения другого человека нашим ожиданиям. Давайте рассмотрим такую ситуацию в любовной сфере. Есть гипотетическая жена, у которой есть гипотетический муж. И он ее не замечает, не уважает, на руках не носит. Цветы не дарит. А ведь так хочется…

Само собой, здесь предполагается выявление критериев любви, прояснение ситуации и постановка цели, но поскольку я эту ситуацию использую в качестве примера использования паттерна Герои, то остановимся именно на моделировании. Предположим, что женщина в нашем примере действует не по принципу «не знаю чего хочу, но всеми силами этого добиваюсь», а действительно понимает, что понимается под любовью и уделением внимания (например, дарит цветы раз в месяц, водит в театр, распрашивает о прошедшем дне, моет посуду, улыбается и говорит комплименты).

Так вот, женщине хочется любви и внимания, а муж уделяет их кому угодно — собаке, телевизору, интернету, друзьям, но не ей. Что же делать?

Как делают многие. Начинаются обвинение мужа в его бессердечности и невнимательности. Или, например, включение режима «Холодной войны», молчаливая обида, отказ в сексе или какие-нибудь изощренные попытки привлечь внимание, зачастую девиантным поведением. Это первый подход. Он, как вы наверное интуитивно чувствуете, вряд ли поможет, так как любовь и внимание мужа, даже если будут получены, явятся не более чем вынужденной реакцией на поведение жены. Это будет обусловлено внешними причинами, а не идти изнутри. Основано на мотивации ухода (если не обниму ее, достанет ведь, проще обнять). Я, конечно, утрирую, для наглядности.

В чем ошибочность первого подхода? Ответственность за ситуацию была передана мужу (про ответственность я уже писал в Философия Благополучника). Если виноват он, значит он создает эту ситуацию. А если он создает — значит он может ей управлять. А если это делает он, значит и средства управления тоже у него. Как мы видим, у жены нет никаких средств воздействия на ситуацию, она полностью зависима от реакции мужа и может лишь добиваться изменения этой реакции каким-либо внешними воздействиями, а не задавать условия для формирования качественно другого поведения.

А что будет, если женщина возьмет ответственность в данной ситуации на себя? И вот, как правило, идет сопротивление из серии «Это что значит, он белый и пушистый?», «Значит вы говорите это я во всем виновата? Да вы бы знали сколько я пашу!», «Да я ему каждый день готовлю а он не шевелится, и вы хотите сказать это справедливо?»… и так далее.

Реакция вполне понятная и обоснованная. И при этом давайте побудем практичными. Если жену не замечают, проблема у нее, а не у мужа. У мужа все в порядке. Заинтересована в ситуации жена. Чтобы изменить ситуацию, необходимо получить к этому доступ. Для получения доступа необходимо взять ответственность на себя, чтобы перевести средства управления в свое распоряжение. Не взять на себя «вину» (вообще понятие спорное, так как у каждого своя правда, и если искать виноватых, можно прийти куда угодно, только не к решению… и вообще — вы хотите быть правыми или счастливыми?..). Не признать себя крайней. Не оправдать невнимание мужа. А обрести возможность и способность изменить ситуацию. Ответственность — это привилегия и мощный ресурс, которого почему то многие избегают и сторонятся.

Так вот, второй вариант развития событий. Жена принимает на себя ответственность и понимает, что изменить отношение и поведение мужа может она сама. И здесь важно задать себе важный вопрос: Какой мне надо стать, что поменять в себе и в своем поведении, чтобы у мужа не было других вариантов, кроме как влюбиться заново, дарить внимание, ласку (а может и норку! :)) и заботу?

Самое интересное то, что она уже знает ответ на свой вопрос. Вернее не она, а ее Бессознательное, которое «курирует» 96% ресурсов и психических процессов человека (см. заметку Главная функция сознания). И чтобы получить доступ к этому пониманию, к этим способностям, врожденной женской мудрости и хитрости, можно использовать паттерн «Герои».

Как это работает?

1. Жена ставит вопрос — какая из известных мне женщин (какая ролевая модель, какой «Герой») на моем месте (в моей ситуации) смогла бы обеспечить условия для возникновения желаемого отношения и поведения мужа? Рекомендуется брать 3 персонажа. При этом вы можете использовать кого угодно — вымышленных, реально живущих женщин, актрис, исторических личностей, хоть богиню Геру (хотя тут, она вряд ли подойдет, с ее то характером). На этот вопрос Бессознательное выдает три экологичных и подходящих индивидуальности жены ролевых модели, которые имеют способности и ресурсы для решения этой задачи. Например, это Анжелина Джоли, героиня Натали Портман из фильма «Еще одна из рода Болейн» (кто не видел — рекомендую.. соблазнить Короля Англии — это надо иметь таланты) и Мать Тереза (!).

Здесь небольшое дополнение. Не обязательно чтобы выбранные персонажи были абсолютно счастливы и эффективны вообще. Например героиня Натали Портман в упомянутом фильме закончила не очень хорошо, значит чего-то ей таки не хватило. Но для конкретной ситуации она вполне подходит, а нам больше и не надо. Мы берем конкретную жизненную ситуацию и конкретные качества и способности персонажа. Остальное оставляем за кадром.

2. Далее жене предстоит «смонтировать видеоролик», то есть нарисовать в воображении небольшой фильм, где она видит печальную себя и безучастного отстранненого мужа. Может там сцена на кухне, может во время прогулки, может еще где. Пусть воображение жены само подберет ситуацию. Переходим к следующему шагу.

3. Из полученного видеоролика жена как бы убирает себя и ставит на свое место Анжелину. И тут начинается самое интересное. У Анжелины и в мыслях нет копировать тактику жены, она действует иначе. И лед у мужа трогается! Он внезапно отрывается от своих дел, сначала с удивлением, а потом с интересом начинает смотреть на свою жену. У него появляюются новые для него желания — выразить свою любовь, внимание и заботу. А все почему? Потому что Анжелина Джоли любит себя. И это чувствуется. Потому что она умеет очень выразительно молчать. Потому что у нее загадочная улыбка. В этот момент жене стоит записать себе в блокнот те факторы, которые меняют поведение мужа: любовь к себе к внутреннее ощущение, выразительное молчание, загадочная улыбка и так далее. Отлично!

4. То же самое повторяем с двумя другими Героями. Выясняется, что героиня Натали Портман умеет флиртовать, соблазнять, умеет одновременно уязвить, и сразу же возвысить самолюбие мужчины. Она умеет с ним играть. Вести себя так, что мужчина не понимает, чего от нее ждать и она становится ему интересной. Какие качества ей позволяют демонстрировать такое поведение? Уверенность в себе, понимание психологии мужчин, нацеленность на результат. Смотрим дальше. Мать Тереза не упрекает мужа, она мягкая и мудрая, она добрая и живо интересуется мужем так, что он просто неспособен остаться равнодушным. Она умеет демонстрировать заботу, ничего не прося и не ожидая взамен, что у мужа после тихого шока первое желание — под видом выноса мусора побежать и скупить все цветы в ближайшем цветочном салоне, а если деньги есть, то по пути и в ювелирный за чем-нибудь интересным.

5. Жена получила весьма важный список. Это список того, что ей предстоит поменять в себе, чтобы преобразить свою семейную жизнь. И если она достаточно мудра, то она обратила внимание, что оказывается не так она и заботлива, как себе думала. Не так уж она старается выглядеть безупречно, когда есть такая возможность. И давно уже перестала быть игривой и женственной, а любое обращение к ней мужа переводит на обсуждение списка чистящих средств для раковины и ванной. Она знает, что ей дальше делать. И она получит то, что хочет. Муж снова полюбил жену.

Хочешь иметь идеального мужа — стань идеальной женой
Хочешь иметь идеальную жену — стань идеальным мужем
Вы хотите быть правыми или счастливыми?

Перетягивание одеяла на себя и выяснение кто виноват проблему не решат. А взятие на себя ответственности, проявление инициативы и совершение первого, решительного шага — обеспечат счастьем вас и вашу половину, которой посчастливилось вас повстречать.

Это была демонстрация использования паттерна при прояснении ситуации и выхода из транса проблемы, когда кажется, что все плохо, и невозможно поменять ситуацию. Любая, даже самая бедовая ситуация для кого-то даже не проблема. Для человека, у которого есть ресурсы для простого и естественного достижения желаемого куда как в более сложных моментах, не то что здесь. Достаточно найти такого человека — у себя в воображении, попросить эти способности и применить их. Поменять свой подход.

Работа по автоматизации такого поведения, по обретению способностей и проработке всего препятствующего — это тема для отдельной заметки. А для того, чтобы перевести ситуацию из проблемной в решаемую, достаточно уже совершения описанных мной шагов.

Как вы догадываетесь, Герои успешно справляются везде — будь это недопонимание с детьми, сложная сделка, даже неспособность справиться с заболеванием. Прохождение собеседования, умение обращаться с деньгами, нахождение новых идей… Что вы сами захотите. И это — только начало. Ведь, как я уже сказал, Герои — это паттерн, то есть многогранная психотехнология, позволяющая создавать Спонсоров (группу поддержки), менять поведение, окружение, способности и т.д. Справляться со сложными ситуациями и вселять уверенность вне зависимости от ситуации.

О более глубоких психотехнологиях мы поговорим на закрытом вебинаре «Герои».

Желаю вам успехов!

Возможно, вам будет интересно:

  1. Работа с метафорой Здравствуйте! Как я уже неоднократно писал, нам с вами сказочно повезло — природа одарила нас мощной нервной системой, психикой, «внутренней...
  2. «С меня достаточно!» (паттерн порога) Сегодня мы познакомимся с замечательной психотехнологией, которая получила название «С меня достаточно», она же паттерн порога. Меня часто спрашивают, что...
  3. Работа с внутренними ресурсами Если долго смотреть на девушку, то можно увидеть, как она выходит замуж. Если долго слушать психотерапевта, то обязательно услышите слово...
  4. Давайте скорее всем помогать В этой заметке я хочу рассмотреть одно интересное явление — навязывание своей помощи другим людям. Можно еще и так сформулировать:...
  5. Раппорт с собой, другими, миром. Начало Термин раппорт довольно часто встречается в психологии, и является безусловной составляющей работы психотерапевта. Авторство этого понятия приписывают двум выдающимся людям:...

Posted by Антон Ковалевский

Главный специалист Института инновационных психотехнологий