Предлагаю подробнее разобраться в понятиях абсолютного и относительного моментов.

Для начала определим, о каком именно «абсолютном» мы говорим. В философии у этого термина различные значения.

В рамках первого значения Абсолют (с большой буквы) рассматривается, как некая первооснова Мира, Бог, Творец, Высший разум и др.(1) В свою очередь, Абсолютное – это совершенное, вечное, вневременное, трансцендентное(2); а относительное, соответственно – это несовершенное, преходящее, временное, земное.

В рамках второго значения абсолютное и относительное рассматриваются, как мера соотношения явлений друг с другом. Здесь абсолютное не отделено трансцендентно от относительного; включает в себя относительное. В этом значении абсолютное и относительное – два противоположных, переходящих друг в друга момента целого, где абсолютное выступает одновременно и как один из моментов, и как целое. Абсолютный момент – самодостаточен, независим, безусловен; относительный момент – не самодостаточен, зависим, обусловлен по отношению к абсолютному моменту и целому.

Далее мы будем говорить об абсолютном и относительном в рамках второго значения – как о мере соотношения явлений; как о двух моментах целого.

Рассмотрим пример. Представьте пассажирский поезд, который следует из одного города в другой. В контексте движения поезд – это абсолютный момент и целое, а пассажир поезда – относительный момент. Почему?

Поезду в общем безразлично(3), как в нем движется пассажир. Человек может выйти в тамбур покурить, отправиться в вагон-ресторан, пройтись к проводнице за кипятком, лечь спать и т.д. Ничего из этого не будет влиять на движение поезда. Даже если пассажир вообще сойдет с поезда, поезд этого «даже не заметит» и продолжит свое движение в место назначения.

А вот пассажир не может похвастаться такой самодостаточностью. Если он опаздывает на поезд, то это проблемы не поезда, а пассажира. Или если поезд по каким-то причинам прекратит свое движение, пассажиру будет очень проблематично самому, пешком добираться до места назначения. И так далее.

Поэтому в отношениях «поезд и пассажир» в контексте движения поезд – это абсолютное, так как он самодостаточен, независим и безусловен; пассажир – это относительное, так как он не самодостаточен, зависим, обусловлен.(4)

Бывают разные отношения и разные контексты.

Если в тех же отношениях «поезд и пассажир» мы зададим новый, экономический контекст, то мы можем представить, как теперь уже пассажиры влияют на поезд. Например, поезд могут отменить из-за снижения пассажирского потока и низкой загрузки(5). Поезд стал относительным, обусловленным, зависимым по отношению к пассажирам, как абсолютному моменту и целому.

Также мы можем задать новое отношение. Например, если мы посмотрим на отношение между поездом и железнодорожным полотном, мы увидим, что здесь поезд является относительным моментом, который зависит от качества и направления железной дороги. «При всем желании» поезд не сможет свернуть в поле или, скажем, развернуться – свобода его движения предзадана ветками железной дороги и стрелочными переводами.

Мы рассматриваем иллюстрации, помогающие различать абсолютное и относительное в разных отношениях и контекстах. Зачем нам все это?

Представим, что у человека есть проблемы, например, в отношениях с людьми. Допустим, он стремится все время радовать других, подстраивается под них, зависит от их мнения, подвержен манипуляциям и т.п.

Можем ли мы «не глядя» сказать, что в этих отношениях выступает абсолютным моментом, а что – относительным? Да, можем.

Мы можем так рассматривать вообще любую проблему, которую описывает человек – будь то тема денег, семьи, здоровья, личной жизни, работы, отношения с самим собой в широком смысле и т.д.

Нам важно научиться определять отношение, прояснять значимый контекст, выходить на понимание абсолютного и относительного моментов. Это позволит решать проблемы через возвращение человека в абсолютную позицию, а его «оппонента» – в относительную.

Вам такое интересно? Если да, продолжим разбор этой темы в примечаниях. До встречи!

Сноски к заметке «Что такое абсолютный и относительный моменты?»

(1) Д.В. Пивоваров в своей статье «Абсолютное и относительное: категориальный анализ» анализирует взаимосвязь абсолютного и относительного в философии и религии. Там же он приводит семь религиозных образов Абсолюта. Познавательная статья, ее можно прочитать здесь.

(2) Трансценде́нтность (от лат. transcendens «переступающий, выходящий за пределы») — философское понятие, означающее то, что принципиально недоступно опытному познанию, выходит за пределы чувственного опыта. В широком смысле трансцендентное понимается как «потустороннее» – то, что находится «по ту сторону» человеческого бытия; это понятие противоположно имманентному — «посюстороннему», то есть находящемуся «по сю (эту) сторону» бытия. Считается, что познанием трансцендентного занимаются религия и метафизика.

Яблоков И. Н. Глава 1. Теологические (конфессиональные) объяснения // Религиоведение. — М.: Гардарики, 2004. — 317 с.

(3) Я здесь специально пишу «в общем безразлично», так как некоторое влияние относительного на абсолютное все же присутствует. Но оно все равно не является определяющим, по крайней мере, если мы не зададимся целью придумать какие-либо из ряда вон выходящие условия.

Например, мы можем представить, что пассажиры собрались вместе и начали бегать из стороны в сторону, раскачивая вагон, чтобы перевернуть его. В интернете, кстати, приведен расчет, возможно ли это, здесь.

Наличие подобных фантастических возможностей предлагаю рассматривать как исключение, чтобы не подстраивать и не «раскорячивать» будущие примеры под всевозможные «придумки».

(4) Подчеркну, пассажир относителен в отношениях с поездом именно в контексте передвижения по поезду.

Если мы представим, например, что пассажир дергает стоп-кран и останавливает поезд, то это уже выход из контекста передвижения в другой контекст. Можно назвать такой новый контекст целенаправленным воздействием на движение поезда. Так мы можем представить, что пассажир делает расцепку вагонов, или дает денег машинисту, чтобы тот остановил поезд, и много чего еще такого, что как бы переводит пассажира в абсолютный момент, а поезд – в относительный. Но все эти варианты будут выводить нас за контекст передвижения.

Это очень важно – избегать подмены контекстов, четко видеть их границы в одних и тех же отношениях.

Здесь возникает другой интересный вопрос: А вообще могут абсолютный и относительный моменты меняться местами? То есть, может абсолютный момент в одном и том же контексте одних и тех же отношений стать относительным, а относительный – абсолютным?

Помните, в примечании о границах в работе психолога и клиента мы говорили, что у клиента есть две границы – внутренний мир и внешний мир?

Во внешнем мире смена абсолютного момента на относительный момент без проработки во внутреннем мире и последующей смены отношений и контекста, «сама по себе», почти всегда невозможна.

Например, если машинист захочет разогнать обычный поезд до 300 км/ч, он не сможет этого сделать. В заданном контексте это его желание будет выступать относительным моментом по отношению к абсолютному моменту технических характеристик поезда, железной дороги и законов физики.

А вот во внутреннем мире смена абсолютного и относительного моментов – возможна.

Например, машинист поссорился со своей невестой, и теперь эта ссора грозит повлиять на качество управления им поездом. В диалектической паре опыта, профессионализма и мастерства машиниста с одной стороны и его эмоциональности, раздражения и злости с другой стороны – что будет абсолютным, а что – относительным? Во внутреннем мире одинаково возможны оба варианта. И машинист вполне может их менять произвольно, если знает, как.

На этом и основывается важность этой темы для психологической работы. Психолог может помочь клиенту обнаружить свою относительность в отношениях с проблемной ставшей абсолютной сферой и сделать необходимые шаги для возвращения себя в абсолютную позицию.

(5) Примеры отмены поездов вследствие низкой загрузки:
здесь, здесь, здесь и т.д., в интернете много подобных новостных статей.

Возможно, вам будет интересно:

  1. История из жизни Ганди Однажды, садясь в поезд, Ганди обронил с ноги туфлю, которая упала на железнодорожное полотно. Поднять ее он не смог, потому...
  2. Примечание 3. Зарисовка про надоедливую подругу, мудрую сестру и настороженного психолога Итак, у нас есть диалектическая пара границ «Личность психолога» и «Внутренний мир клиента» – два переходящих друг в друга, исчезающих друг...
  3. Что такое момент в диалектике Гегеля Вот мы и добрались до «момента» – одного из моих любимых понятий гегелевской диалектики. Давайте разбираться. Обычно понятие «момент» ассоциируется с...
  4. Примечание 2. Границы в совместной работе психолога и клиента В продолжение темы границ давайте посмотрим, какие границы есть в работе психолога и клиента.(1) Первая граница – это метод, в...
  5. Про обобщенный личностный конфликт на примере притчи про двух волков. Часть 2 В прошлой заметке мы представили отношения волков из притчи, как метафору обобщенного личностного конфликта человека. Под этим конфликтом, напомню, мы...

Posted by Антон Ковалевский