В прошлой заметке мы представили отношения волков из притчи, как метафору обобщенного личностного конфликта человека. Под этим конфликтом, напомню, мы понимаем внутреннее противоречие человека между принимаемыми и отвергаемыми им качествами его личности; где первые олицетворяются светлым волком, а вторые – темным волком.

Мы остановились на том, что светлый волк время от времени спускается в подполье к темному волку, чтобы вступить с ним в схватку. Зачем?

Для начала констатируем, что оба волка находятся в плачевном состоянии. Прилизанный, залюбленный и закормленный человеком светлый волк потерял свой облик ничуть не меньше, чем недоедающий темный волк, страдающий от притеснения и угнетения в мрачном подвале.

Таким образом, в рассматриваемой нами «юнгианской» трактовке притчи «волк, которого ты кормишь» – не побеждает, если ты кормишь только его. Более того, здесь в принципе не ставится вопрос о победе одного волка над другим. Почему?

На первый взгляд, когда мы изучаем наших волков, мы видим два списка личностных качеств.

Например:
– светлый волк олицетворяет доброту, великодушие, щедрость, теплоту и др.;
– темный волк олицетворяет злость, малодушие, мелочность, холодность и др.

Однако, если мы присмотримся, то увидим, что имеем дело не с двумя, а с четырьмя списками личностных качеств. Вторую пару списков легко упустить за распространенной подменой: если что-то светлое, то оно хорошее, а если что-то темное – то оно непременно плохое.

Однако мы, как теоретики и практики гегелевской диалектики, знаем, что нет «плохого» и «хорошего», а есть моменты целого. Если мы рассматриваем каждого волка, как целое, обладающее своими моментами, то мы легко можем выделить еще два списка личностных качеств.

Для этого мы берем темного волка, как целое, и рассматриваем, например, его злость, как момент. В диалектике моменты – это неотделимые друг от друга противоположные движения в одном движении(1). Говоря проще, злость темного волка, как момент, находится в постоянном движении, изменчивости, переходе в свою противоположность и обратно.

А что противоположно злости в темном волке? Во что переходит его злость?

В доброту? Нет. Доброта – это момент светлого волка, а это уже другое целое, там какой-то свой переход в какую-то свою противоположность внутри светлого волка.

Другими словами, внутри темного волка вообще нет доброты, в которую, как в противоположность, могла бы перейти его злость. Доброта – это «фишка» светлого волка. Злость внутри темного волка переходит во что-то другое. Во что?

Здесь мы можем использовать такие понятия, как «сильные» и «слабые» стороны личности. Сильные стороны – это все то, что помогает человеку, слабые стороны – все то, что ему мешает. Соответственно, моментами темного волка являются взаимные переходы из силы в слабость и обратно. То есть, злость темного волка, которая мешает человеку, переходит в такую злость, которая ему уже помогает и т.д.

Например, злость может мешать социализации человека, отталкивать от него других людей, заставлять его быть несчастным и одиноким. Эта же злость станет спасительной, позволит «показать зубы» и отстоять свои границы там, где это будет единственно верной реакцией, например, в определенных ситуациях физического или психологического давления.

Получается, у темного волка есть злость, как слабость, а еще есть злость, как сила. По аналогии мы можем посмотреть на светлого волка и обнаружить в нем пару противоположностей «ослабляющая доброта» и «усиливающая доброта».(2)

Вот они, наши четыре списка:
– слабые стороны темного волка;
– сильные стороны темного волка;
– сильные стороны светлого волка;
– слабые стороны светлого волка.

Так вот, зачем светлый волк спускается к темному волку. Он спускается за тем, чего у него нет и быть не может – за злостью. С помощью которой светлый волк может свою беззубую слащавую доброту, которой, как слабостью, пользуются все, кому не лень, сделать, наконец, крепким уверенным «добром с кулаками».

Как это происходит? Продолжим разговор в следующей заметке.

Сноски в заметке «Про обобщенный личностный конфликт на примере притчи про двух волков. Часть 2»

(1) В заметке «Что такое момент в диалектике Гегеля» мы рассмотрели три определения понятия момент: 1) снятие конечными определениями самих себя и их переход в свою противоположность; 2) неотделимые друг от друга противоположные движения в одном движении; 3) исчезновение в своей противоположности.

Там же, в сносках к этой заметке, я привел источники этих определений. Все они помогают рассмотреть диалектический момент с разных сторон для составления наиболее полного представления.

(2) Когда у нас появляются такие замысловатые определения, как «ослабляющая злость», «усиливающая злость», «ослабляющая доброта», «усиливающая доброта» и т.п., самое время вспомнить про богатство русского языка, где для любого явления найдется подходящее понятие.

Можно даже заглянуть в «Словарь синонимов русского языка» и подобрать отзывающееся определение под конкретное личностное качество.

Здесь, пожалуй, стоит упомянуть меткую цитату лингвиста и автора книг о языке Марата Хисамова (https://dzen.ru/marathisamov): «Синонимы – это кладбище смыслов». Не существует слов с одинаковым значением; каждое слово самобытно, рождает уникальный образ, обладает особым смыслом. Часто, назначая какие-либо слова синонимами, люди упускают принципиальные смысловые различия, что ведет к сужению их картины мира.

Вот у нас в рассмотрении темного волка появились «ослабляющая злость» и «усиливающая злость». Какими понятиями мы можем обозначить эти явления?

Давайте, например, слабой стороной злости назовем агрессию, а сильной стороной – ярость. Вам приходилось слышать, что агрессия и ярость – это синонимы, одно и то же? Я вот в своей работе это регулярно слышу и в таком случае предлагаю клиентам подумать вот о чем.

В паре «агрессия – ярость» что из них отнимает силу, а что придает силу? Отвечая интуитивно, прислушавшись к себе, обычно люди отвечают, что агрессия силу отнимает, а ярость – придает.

В этом нет ничего удивительного, если мы рассмотрим происхождение слова «Ярость».

Ярый, яростный, ярость. Слово ярый у нас вытесняется синонимом яростный, образованным от ярость (само же слово ярость возникло как производное отвлеченное существительное к ярый).
Основные типы лексических значений слова // Виноградов. Избр. тр.: Лексикология и лексикография, с. 171.

ЯРЫЙ, -ая, -ое; яр.
1. То же, что яростный.
2. полн. Страстно преданный кому-чему-н., убеждённый в чем-либо.
3. полн. Светлый, белый, а также яркий, сверкающий (стар.). Солнце ярое.
Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949-1992.

То есть, ярость – это что-то про свет, убежденность и преданность. Давайте посмотрим, как используется слово «ярость» в художественной литературе.

Одна мысль о том, что работу мою могут предать огласке или прервать в тот момент, когда она почти закончена, привела меня в ярость и вернула мне энергию.
Герберт Уэллс. Человек-невидимка

Кровь моя все еще была горяча, и ярость восставшего раба жгла меня своим живительным огнем.
Шарлотта Бронте. Джейн Эйр

Наглое нападение на имущество, находившееся в его ведении, привело его в ярость.
Герберт Уэллс. История мистера Полли

Сдерживая ярость, чтобы не выдать себя, он тем не менее счел необходимым немедленно отстоять свои права.
Рафаэль Сабатини. Скарамуш

В этих цитатах мы видим, что ярость пробуждается, когда наступает пора отстаивания своих прав, защиты своих границ, освобождения себя от некоего рабства и прочее. И везде она придает сил, отрезвляет, мобилизует ресурсы.

Возвращаясь к сравнению с агрессией, давайте отследим свой внутренний отклик на следующие сочетания:

— Агрессивно отстаивать правоту
— Яростно отстаивать правоту

— Агрессивный спор
— Яростный спор

— Агрессивный взгляд
— Яростный взгляд

Правда, разница есть? И вполне ощутимая.

Зачем я это так подробно расписываю? Внимание к подбираемым словам поможет нам в выполнении психотехнологии, которую мы рассмотрим в последующих заметках.

Возможно, вам будет интересно:

  1. Про обобщенный личностный конфликт на примере притчи про двух волков. Часть 1 Давайте поговорим про обобщенный личностный конфликт – что это такое, как устроен, когда и зачем с ним следует работать. Наверное,...
  2. Про двух волков. Старая притча. Когда-то давно старик открыл своему внуку одну жизненную истину: — В каждом человеке идёт борьба, очень похожая на борьбу двух...
  3. Что такое момент в диалектике Гегеля Вот мы и добрались до «момента» – одного из моих любимых понятий гегелевской диалектики. Давайте разбираться. Обычно понятие «момент» ассоциируется с...
  4. О двух видах долженствования. Ч.1. Дурное долженствование Ты можешь, ибо ты должен Фридрих Шиллер В продолжение темы принятия решений поговорим о долженствовании, а именно о двух его...
  5. О двух женах. Что-то вроде притчи Встречаются два друга. Один говорит: — Моя жена такая неопрятная и неаккуратная! Я ей все время об этом говорю, но...

Posted by Антон Ковалевский