К чему мы пришли ранее:
— мы можем трактовать притчу про двух борющихся волков, как метафору обобщенного личностного конфликта между принимаемыми и непринимаемыми человеком сторонами своей психики;
— в этих двух волках мы обнаруживаем четыре списка личностных качеств: слабые стороны темного волка, сильные стороны темного волка, сильные стороны светлого волка, слабые стороны светлого волка;
— волки нуждаются друг в друге для взаимодополнения – тогда они получают доступ к своим сильным сторонам и находятся в здоровом состоянии;
— если человек «кормит» своим принятием и одобрением только одного волка, тем самым отделяя их друг от друга, то проигрывают оба волка;
— в изолированном друг от друга состоянии каждый из волков ограничивает себя качествами из «слабого» списка: например, светлый волк начинает проявлять слащавость и беззубость, а темный волк – агрессивность и неуправляемость;
— в таком состоянии волки будут стремиться сблизиться друг с другом через борьбу, впрочем, эффективность такого способа низкая, что мы и наблюдаем, когда видим обоих волков в плачевном состоянии;
— рассматривая каждого из волков, как целое, а их сильные и слабые стороны, как моменты целого, мы получаем понимание того, как организовать их взаимодополняемость без борьбы, в эффективном сотрудничестве – так, чтобы оба волка имели друг к другу постоянный доступ, были в прекрасной форме и в таком же духе развивались далее.
Взаимная дополняемость волков может осуществляться по уже знакомой нам логике пересборки противоречия – «крест-накрест»(1). То есть, сильные качества светлого волка «распаковываются» принятием им слабых сторон темного волка, а сильные качества темного волка, соответственно – принятием им слабых сторон светлого волка.
Давайте рассмотрим общий принцип.(2)
Сначала мы разделяем темного волка на два образа – слабый и сильный.
Изучаем слабый образ темного волка, выписываем его слабые качества, например:
— агрессивность,
— циничность,
— мелочность,
— холодность,
— и др.
Затем изучаем сильный образ темного волка, выписываем его сильные качества, например:
— яростность,
— прагматизм,
— здоровый эгоизм,
— требовательность,
— и др.
После чего переходим к светлому волку, разделяем его так же на два образа.
Изучаем сильный образ светлого волка, выписываем его сильные качества, например:
— доброта,
— порядочность,
— щедрость,
— теплота,
— и др.
Затем изучаем слабый образ светлого волка, выписываем его слабые качества, например:
— слащавость,
— простодырость,
— дурацкий альтруизм,
— желание быть хорошим для всех,
— и др.
Следующий этап – объединяем полученные моменты «крест-накрест».
Слабого темного волка объединяем с сильным светлым волком. Смотрим, как агрессивность встречается с добротой, циничность с порядочностью, мелочность с щедростью, холодность с теплотой и т.д.
Что мы получаем? Например:
— доброта, которая умеет дать сдачи;
— порядочность, которая защищена от манипуляций;
— щедрость, которая уместна и видит последствия;
— теплота, которая имеет границы, умеет отстранять;
— и др.
Получается уравновешенный волк с тяготением к светлому.(3)
Переходим к следующему объединению моментов: сильного темного волка и слабого светлого волка.
Получаем, например:
— яростность, которая умеет быть бережной, легкой и даже изящной;
— прагматизм, который оставляет место для широких жестов;
— здоровый эгоизм, который умеет идти на уступки;
— требовательность, которая оставляет у других светлое чувство;
— и др.
Получается уравновешенный волк с тяготением к темному.
Внимательно изучим получившихся волков. Это уже совсем не та парочка «пухлый и дрыщ», что были до этого… мы видим мощных, поджарых красавцев в своей естественной среде обитания – именно таких, какими их задумала природа.
Они действуют в команде, в единстве, снимающем внутреннее противоречие – разрешая тот самый обобщенный личностный конфликт, о котором мы разговаривали в последних трех заметках.
Ну что, хотите попробовать сделать все это с помощью психотехнологии? Встретимся в следующей заметке.
Сноски к заметке «Про обобщенный личностный конфликт на примере притчи про двух волков. Часть 3»
(1) Подробнее о разрешении внутреннего противоречия через разъединение и перекрестное объединение взаимоисключающих друг друга моментов у разных целых см. заметку «Пересборка противоречия».
(2) Поскольку в предыдущих заметках мы рассматривали конфликт на примере притчи про двух волков, то и принцип работы я описал, обращаясь к образам волков. Сама же психотехнология делается иначе – там мы берем человеческий образ и работаем с ним. Вы увидите это в следующей заметке, посвященной алгоритму психотехнологии.
Впрочем, можно делать технику и с волками тоже, но тогда надо будет задать символический контекст, рассказав клиенту притчу, уделить время ее трактовке и убедиться, что человек все понял, проникся этой метафорой. Словом, в данном случае проще работать сразу с человеческими образами.
(3) Обратите внимание, что новое целое здесь – не тот же самый светлый волк, что был. Это уже другой образ, с уравновешенными моментами, новым благополучным целым, которое преобразило качества светлого волка и сделало их богатыми, глубокими – гораздо более адекватными, чем раньше, приспособленными к самым разным жизненным ситуациям.
На наших глазах новое мощное целое подчиняет себе и переводит в свое пространство все имеющиеся в нем моменты – мы уже обсуждали, как это работает, в предыдущих заметках о моментах и целом.
Обратите внимание, какие красивые и целостные получились новые волки, какие объемные, цельные качества они теперь будут проявлять. Правда, здорово?
Нового уравновешенного волка уже и назвать хочется по-новому, не просто «Светлый волк», а какой-то другой. Подходящее слово само подберется по ходу выполнения психотехнологии. То же касается и обновленного темного волка. Я еще сделаю на этом акцент в описании алгоритма в следующей заметке.
Также отмечу, что выписанные качества я для наглядности как бы ставлю попарно друг напротив друга, приближая по смыслу: агрессивность-доброта, циничность-порядочность, мелочность-щедрость, холодность-теплота и т.д.
В самой технике мы не стремимся так подгонять качества и работаем сразу с образами, которые наполнены этими качествами (диалектически выражаясь – определенностью). Там мы будем называть качества темной и светлой сторон произвольно, не стараясь соотнести изначально их друг с другом. А при объединении качества сами найдут пары и без нас прекрасно разберутся, выдав вполне логичные и полноценные образы новых целых.
Возможно, вам будет интересно:
- Про обобщенный личностный конфликт на примере притчи про двух волков. Часть 1 Давайте поговорим про обобщенный личностный конфликт – что это такое, как устроен, когда и зачем с ним следует работать. Наверное,...
- Про обобщенный личностный конфликт на примере притчи про двух волков. Часть 2 В прошлой заметке мы представили отношения волков из притчи, как метафору обобщенного личностного конфликта человека. Под этим конфликтом, напомню, мы...
- Про двух волков. Старая притча. Когда-то давно старик открыл своему внуку одну жизненную истину: — В каждом человеке идёт борьба, очень похожая на борьбу двух...
- Что такое момент в диалектике Гегеля Вот мы и добрались до «момента» – одного из моих любимых понятий гегелевской диалектики. Давайте разбираться. Обычно понятие «момент» ассоциируется с...
- О двух видах долженствования. Ч.1. Дурное долженствование Ты можешь, ибо ты должен Фридрих Шиллер В продолжение темы принятия решений поговорим о долженствовании, а именно о двух его...