Когда я начал писать заметку о вариантах применения психологического рычага(1), то сходу насчитал их с десяток; причем один вариант интереснее другого. Глядя на них, гадая, какой выбрать, я в итоге сдался и понял, что рассказывать надо обо всех, и одной-двумя заметками здесь точно не обойдется.

Поэтому дальнейшие заметки на другие темы я буду чередовать с заметками о рычагах в психологии.(2) Даже так сделаем – откроем метафорический «Арсенал рычагов», куда периодически будем добавлять новые рычаги с пояснениями и возможностью отработки с ботом. Согласны? Думаю, замечательная идея.

Итак, Арсенал рычагов открыт! Заходите, проходите, выбирайте себе рычаг по руке, под ситуацию и предпочтения. Но подождите-ка, здесь же еще пока пусто.

Прежде, чем приступить к наполнению нашего арсенала, давайте пропишем обобщенное «Руководство пользователя», в котором разберемся в строении психологического рычага, поймем, как он устроен.

В физике, говоря о рычаге, мы помимо прочего также говорим о 1) точке опоры, 2) нагрузке, 3) усилии и 4) плечах силы или рычага.

Рассмотрим эти понятия.

1) Точка опоры в физике – неподвижная точка, на которую опираются и вокруг которой вращаются плечи рычага.

2) Нагрузка – поднимаемый вес или преодолеваемое сопротивление.

3) Усилие – прилагаемая сила, с помощью которой человек работает с нагрузкой.

4) Плечи силы или рычага – это расстояние от точки опоры до точки приложения силы. Как мы помним из предыдущей заметки и физики за седьмой класс, чем длиннее рычаг – тем меньшее усилие необходимо приложить для получения результата.

Разберем пример. Представим, что нам нужно вытащить гвоздь из доски с помощью гвоздодера. 🖼 См. Рис 4

rychag

Рис 4. Гвоздодер, как пример рычага (и другие примеры). Источник указан на самих картинках: information-technology.ru; правда на этот сайт просто так зайти без пароля нельзя. Иллюстрация с гвоздодером нашлась через поиск.

Точка опоры – это место, куда гвоздодер упирается на доске. Действительно, отвечает определению – неподвижная точка, на которую опираются и вокруг которой вращаются плечи рычага.

Нагрузка – сопротивление гвоздя.

Усилие – сила, с которой мы давим на противоположную сторону гвоздодера, для удобства назовем ее ручка.

Плечо силы – расстояние от 1) гвоздя и 2) ручки гвоздодера до точки опоры; т.е. мы имеем два плеча. Чем длиннее гвоздодер, тем больше плечо и тем меньшее усилие понадобится, чтобы справиться с нагрузкой в виде сопротивления гвоздя.

Итак, в физическом контексте разобрались. Давайте теперь эти понятия рассмотрим в метафоре психологического рычага.

1) Точка опоры в метафоре – выражаясь диалектически, это граница человека и его проблемы (вызова, кризиса и т.п.).(3) Другими словами, точка опоры – это контекст противополагания человека и его проблемы.(4)

Таким образом, точка опоры – это такое нечто, на которое ни человек, ни проблема никакого влияния оказать не могут. Они могут менять прилагаемую силу и длину плеча, задавая усилие и нагрузку в своем противополагании друг другу; «бодаться» друг с другом в заданном контексте. Но сам по себе контекст этого противополагания, границу своего взаимодействия, или, как мы теперь определили, точку опоры психологического рычага – они менять уже не могут, она для них недосягаема. Как гвоздодер не ломает доску, из которой вытаскивается гвоздь. Он или сам гнется, или гвоздь вытаскивается – но с доской ничего не происходит (или же она не соответствует определению точки опоры).

2) Нагрузка в метафоре – это либо вся проблема (вызов, кризис и т.п.), либо какой-то ее аспект.

3) Усилие в метафоре – это в широком смысле такая деятельность человека, внутренняя и внешняя, которая позволяет ему справиться с проблемой (ответить на вызов, выйти из кризиса и т.д.).

4) Плечо в метафоре – это масштабирование прилагаемого человеком усилия с помощью психологического рычага на основе уже выбранной точки опоры, позиции.

Представим, проблема дает человеку нагрузку, на которую он отвечает усилием. То, как он справится с этой нагрузкой, в первую очередь зависит от точки опоры и величины плеча.

Исходя из этого сформулируем важный принцип, который нам пригодится в будущем. Прежде, чем наращивать усилие – поработайте с точкой опоры и величиной плеча.(5)

Продолжение следует.

Сноски к заметке «Рычаги в психологии – 1. Основные понятия. Открытие арсенала рычагов»

(1) О рычаге в психологии мы начали говорить в предыдущей заметке – если еще ее не читали, рекомендую начать с нее.

Там мы упомянули Архимеда – гениального древнегреческого инженера и ученого, основоположника теоретической механики и гидростатики. Помимо разработки теории рычага с ее законами и постулатами, он сделал и другие важные открытия: Закон Архимеда, Винт Архимеда, одометр и многие другие.

Это как раз тот случай, когда нейтральное имя из учебников по истории, физике и геометрии начинает оживать и обрастать интересными деталями. Возникает вопрос – почему нам в школе всего этого не рассказывали? Чего стоит его идея сжигать римские корабли с помощью огромных зеркал…

Приведу историю-легенду, которой делится древнегреческий философ Плутарх в «Жизнеописании Марцелла»: «Архимед взял трехмачтовое грузовое судно … усадил на него множество народа и загрузил обычным грузом. После этого Архимед сел поодаль и стал легко двигать конец полиспаста назад и вперед, отчего судно стало легко и плавно, словно по водной поверхности, двигаться к нему». Полиспаст – это такой сложный рычаг, состоящий из множества блоков, огибаемых канатом.

Именно тогда, по легенде, была произнесена его знаменитая фраза: «Будь в моем распоряжении другая земля, на которую можно было бы встать, я сдвинул бы с места нашу». Позже цитата приобрела более знакомую нам форму: «Дайте мне точку опоры – и я переверну землю (мир)».

Теоретически при неограниченном рычаге возможно получить неограниченное усилие. При работе с психологическим рычагом ограничений у нас нет. А это значит, мы в буквальном смысле способы задавать плечо бесконечной длины, получая бесконечные возможности по усилию. Это вдохновляет, правда?

(2) Между рычагом и некоторыми диалектическими категориями есть много интересных пересечений – так рычаг помогает нам лучше понять диалектику, а диалектика помогает лучше понять рычаг.

(3) Границу в этом контексте мы рассматриваем, как одну и ту же определенность, соединяющую и разделяющую два нечто. Это определение дал М.В. Попов – один из выдающихся теоретиков и практиков диалектики, ссылки на которого я приводил здесь.

Понимание психологического рычага, как границы, как контекста противополагания дает нам интереснейшие возможности в самостоятельном конструировании и применении метафорических рычагов.

(4) О противоположностях и противополагании см. отдельную заметку.

А сейчас добавлю еще вот что. В одном и том же взаимодействии может быть несколько границ, контекстов и, соответственно, точек опоры.

Если мы строим взаимоотношения с людьми или проблемами так, что точки опоры задаем не мы, а они, то мы, можно сказать, играем в чужую игру, не на своем поле. Тогда рычаг работает против нас, и, даже прилагая титанические усилия, мы зачастую не можем сдвинуть ситуацию ни на миллиметр. Знакомо? Архимед такое бы не одобрил… Берите с него пример – умейте находить, а затем использовать точки опоры.

Кстати, эта тема перекидывает нам мостик к позиционной борьбе, о которой говорит В.К. Тарасов. То есть, на языке социальных технологий точка опоры – это занимаемая во взаимодействии позиция. Правильно подобранная точка опоры – это то самое «твердое», которому Владимир Тарасов уделяет особое внимание.

(5) Обратите внимание, я здесь не говорю, что усилие не нужно, или не важно. Я говорю, что оно не первостепенно.

Дело в том, что люди, не достигая результата, зачастую думают, что надо приложить еще больше усилий – и тогда дело пойдет. Как в анекдоте: «Чего тут думать, трясти надо». При этом они редко обращают внимание на то, что работают из проигрышной позиции, с чуждой им точкой опоры и коротким плечом. Рычаг ситуации работает против них.

Вместо этого следует сначала подумать о точке опоры и плечах, настроить их в соответствии со своими намерениями, выстроить их так, чтобы они работали на нас. И уже потом – определить необходимую меру усилия и целенаправленно это усилие приложить. В этом и заключается принцип, о котором я пишу выше в заметке.

Возможно, вам будет интересно:

  1. Психологические метафоры – 2. Применение рычага в психологии, или экзоскелеты для каменотесов Применим метафору рычага к психологической работе. Рычаг в физике – механизм преобразования усилий, позволяющий получать большее усилие на коротком плече за...
  2. Бабочка и мальчик. Притча-легенда Однажды в коконе появилась маленькая щель, случайно проходивший мальчик долгие часы стоял и наблюдал, как через эту маленькую щель пытается...
  3. Заметки Психотерапевтические заметки об изменениях в жизни, интегральном нейропрограммировании, достижении благополучия во всех областях жизни. Здесь вы найдете описание психотехнологий, рекомендации...
  4. Снова про взрослость. Цитата Bonjour! Хочу привести цитату из предисловаия Джона Брэдшоу к отличной книге Стефена Волински «Темная сторона внутреннего ребенка». Как только мы...
  5. Еще одна цитата Эриха Фромма Понравилась цитата. Человек — единственное животное, которое может скучать, быть недовольным, чувствовать себя изгнанным из рая. Человек — единственное животное,...

Posted by Антон Ковалевский