Итак, у нас есть диалектическая пара границ «Личность психолога» и «Внутренний мир клиента» – два переходящих друг в друга, исчезающих друг в друге момента целого. Что здесь будет относительным моментом, а что – абсолютным?

Давайте в качестве примера разберем небольшую зарисовку из психологической практики. Думаю, любому психологу знакома следующая ситуация, которая встречается не то, чтобы часто, но как пример к нашей теме подходит отлично.

Представим, клиентку мучает повторяющаяся проблема, например, в отношениях с подругой. Подруга постоянно требует внимания клиентки, звонит в любое время и подолгу жалуется на свою жизнь. Дела самой клиентки подругу не особо интересуют, и все это уже откровенно напрягает, ведь у клиентки своя жизнь и свои дела – почему она должна тратить свое время на чужие бесконечные жалобы?(1)

Разбирая эту ситуацию в совместной работе с психологом, клиентка приходит к выводу, что она ведь не обязана все это терпеть. Вместо этого она может серьезно поговорить с подругой, рассказать ей о своих чувствах. Может перестать брать трубку, либо ограничить продолжительность созвонов. Также клиентка может начать управлять повесткой их общения, исключить не устраивающие ее «унылые» темы. Она может вообще завершить эти отношения, если она сама себе в них при всех этих вариантах все равно не нравится.(2)

Ко всему этому клиентка приходит проговаривая, проживая, прорабатывая с психологом как саму ситуацию, так и ее причины; выполняя специальные психотехнологии; пересматривая отношение к себе и своей жизни; создавая изменения в своем поведении, состояниях, решениях и т.п.

Когда клиентка этот вопрос окончательно для себя разрешает, происходит примерно следующее. Она сообщает своему психологу что-то вроде: «Я поговорила сегодня с сестрой, она мне сказала – а чего ты вообще с этой подругой общаешься, если тебе не нравится?! И я поняла… Сестра права! Я больше не буду это терпеть и с сегодняшнего дня не буду позволять отнимать свое время. Надо же, какая мудрая у меня сестра, одной фразой порядок в голове навела!».

На месте сестры может быть персонаж из фильма, интернет-эфир какой-нибудь Алены Глиновской, надпись на рекламном щите и тому подобные источники.

Как на это реагирует психолог?

Неопытный – удивлением, настороженностью и ревностью. Они это уже несколько встреч в режиме нон-стоп распаковывают, а тут какая-то погодя сказанная кем-то фраза «исцеляет» клиентку, решает ее проблему… неужели, он, психолог, со всеми своими знаниями и техниками менее эффективен, чем вот это вот? Профессиональная самооценка в кризисе.

Какой-нибудь другой, более опытный психолог может реагировать, например, раздражением. Он не без оснований считает, что инсайт клиентки – результат проделанной ими совместной психологической работы. А «случайная озаряющая фраза» – это не более, чем толчок к осознанию готового внутреннего понимания, которое уже было сформировано на их психологических сессиях.(3) Так психолога может раздражать, разочаровывать или даже обижать, что клиентка не оценила проделанной кропотливой работы, приписав все «заслуги» другому человеку или простой случайности.

В чем схожесть описанных мной реакций удивления и раздражения? И там, и там психологи считают, что источник изменений клиента – это сам психолог, а также метод, в котором ведется психологическая работа. На языке диалектики психологи в обоих вариантах полагают, что метод и личность психолога – абсолютный момент, а внутренний мир и внешний мир клиента – относительный момент.

А действительно ли это так? Что, если метод и личность психолога – относительны, вторичны? А клиент с его внутренним и внешним миром – абсолютен, первичен? Что тогда? Как в таком случае изменится реакция психолога на подобные сообщения клиента? Что поменяется в их работе?

Это интересно!

Продолжим наш разбор в следующем примечании.

Сноски к Примечанию 3. «Зарисовка про надоедливую подругу, мудрую сестру и настороженного психолога»

(1) Глядя со стороны, кстати, все вполне очевидно. Подруга «совсем обнаглела», а клиентке надо научиться отказывать, отстаивать свои границы, не позволять вот так собой манипулировать. Так скажет почти любой сочувствующий, которому она пожалуется на ситуацию с подругой. Ей будут даны очень хорошие рецепты, советы, готовые решения. Которые, скорее всего, будут очень категоричны. И которые не сработают.

Этим и отличается беседа со знакомым, другом или родственником от работы с психологом. Обладающий профессиональными знаниями и знающий диалектику психолог понимает, что в данной ситуации имеет место неосознанное противополагание клиентки и подруги. Это значит, что подруга выступает как отрицание клиентки, и у них имеется неразрешенное противоречие. Данное противоречие, в свою очередь, берет свое начало во внутреннем мире клиентки, который, как мы помним, абсолютен, первичен по отношению к внешнему миру клиентки. Жалующаяся подруга – «гостья» из внешнего мира, значит дело по определению не в ней.

А в чем тогда дело?

Как мы помним, что происходит – то и цель. Важно понимать, что клиентка сама создает «отражение» своей неосознаваемой внутренней проблемы во внешнем мире – подтягивает, провоцирует человека и ситуацию, которые будут выступать олицетворением, воплощением внутренней проблемы, кризиса клиентки. Зачем? Чтобы с их помощью решить внутреннюю проблему.

Здесь, кстати, работает принцип двойного отрицания. Выглядит это примерно так.
I. Исходное положение – проблема во внутреннем мире. Например, проекция «хорошей девочки», которая с детства портит клиентке жизнь.
II. Первое отрицание – перенос проблемы во внешний мир, создание внешнего «отражения». Например, в виде подруги, которая будет создавать противоречие между клиенткой и ее проекцией «хорошей девочки» своими бесконечными звонками и жалобами.
III. Отрицание отрицания – создание в ответ на внешнее «отражение» в виде подруги внутреннего «отражения» в виде кризиса, желания избавиться от своей внутренней «хорошей девочки»; возвращение к исходной внутренней проблеме, с созданной готовностью ее разрешить.

В нашем случае внешним отражением выбрана подруга, которая в виду каких-либо своих внутренних процессов в эту психологическую игру с удовольствием включается. До некоторых пор клиентку это общение не напрягает – это говорит о работе психологических защит, которые «гасят» дискомфорт клиентки. Штатная работа психологических защит говорит о неготовности клиентки что-то изменить.

В какой-то момент общение с подругой начинает напрягать клиентку. Значит, ее психологические защиты начали отключаться. Значит, клиентка способна с чем-то во внутреннем мире разобраться. Значит, текущий внутренний кризис клиентки, имеющий форму надоедливой подруги, готов разрешиться; клиентка готова сделать диалектическое снятие некомфортного общения с подругой и перейти в отрицание отрицания – разрешить противоречие.

Ровно в этом ей и надо помогать в психологической работе, ориентируясь именно на абсолютный внутренний мир – а никак не на относительный внешний, раздавая советы, как правильно дать подруге отпор. Мы можем даже не сомневаться – когда клиентка разрешит внутренний кризис, она сама кому хочешь расскажет, как правильно разговаривать с кем угодно.

(2) Помните критерий, который я привел в поздравлении к 8 Марта? Если вы сами себе нравитесь, значит, скорее всего, делаете все правильно. А если нет, то это повод задуматься и что-то поменять.

(3) Что будет, если встряхнуть бутылку с водой, температура которой ниже ноля градусов по Цельсию? Да, вода превратится в лед. Когда условия для изменения агрегатного состояния созданы, достаточно малейшего воздействия, чтобы произошел скачок качества – замерзание воды.

Здесь так же – когда внутренние изменения клиента достигнуты, но еще не осознаны, то достаточно практически любого события, чтобы перевести неосознанное в сферу осознания. Скажем больше, это событие самим человеком провоцируется, интерпретируется под внутреннюю задачу.

Возможно, вам будет интересно:

  1. Примечание 2. Границы в совместной работе психолога и клиента В продолжение темы границ давайте посмотрим, какие границы есть в работе психолога и клиента.(1) Первая граница – это метод, в...
  2. Что такое момент в диалектике Гегеля Вот мы и добрались до «момента» – одного из моих любимых понятий гегелевской диалектики. Давайте разбираться. Обычно понятие «момент» ассоциируется с...
  3. Психологические метафоры – 2. Применение рычага в психологии, или экзоскелеты для каменотесов Применим метафору рычага к психологической работе. Рычаг в физике – механизм преобразования усилий, позволяющий получать большее усилие на коротком плече за...
  4. Алгоритм проработки обобщенного личностного конфликта через пересборку противоречия — Сделать психотехнологию с помощью бота «Благополучник» (раздел «Техники» – «Проработка личностного конфликта») — Прочитать вводную заметку по теме психотехнологии...
  5. Про обобщенный личностный конфликт на примере притчи про двух волков. Часть 2 В прошлой заметке мы представили отношения волков из притчи, как метафору обобщенного личностного конфликта человека. Под этим конфликтом, напомню, мы...

Posted by Антон Ковалевский