Продолжаем следовать объявленному в январском анонсе плану. В предыдущих заметках мы рассмотрели логику работы с обобщенным личностным конфликтом. Теперь переходим к освоению пересборки противоречия в контексте принятия родительских фигур.
Под родительскими фигурами мы будем понимать внутренние образы мамы и папы, которые сформировались у человека на основе его опыта и других факторов. Для краткости в дальнейшем мы будем говорить «родители», подразумевая «родительские фигуры».
Под принятием в широком смысле мы будем понимать достижение состояния, когда у человека нет внутренней необходимости менять под свои ожидания что-либо в других людях или явлениях.(1)
В более конкретном смысле под принятием родителей (родительских фигур) мы будем понимать прохождение человеком трех архетипических этапов:
1) обожествление родителей;
2) низвержение родителей;
3) и, собственно, принятие родителей.
Под прохождением этих трех этапов мы будем понимать прояснение и решение заложенных в них задач развития, разрешение присущих этим этапам противоречий, интеграцию теневых сторон, получение нового благополучного целого.
Возникают вопросы. А почему именно эти этапы? Откуда они взялись? Почему их три? Какие именно у них задачи развития, вызовы и противоречия? И другие.
Далее мы будем отвечать на эти вопросы до появления цельной картины. А закончим мы этот наш «теоретический променад» освоением конкретной психотехнологии пересборки противоречия для принятия родителей.
Здесь отдельно остановлюсь, чтобы отметить – просто потрясающе, как между собой согласуются диалектика Гегеля и аналитическая психология Юнга.
Например, если мы вооружимся понятием «момент», рассматривая моменты, как противоположные движения в одном движении, то мы сможем лучше понять цитату Юнга: «Говорят, ни одно дерево не сможет дорасти до рая, если его корни не достигнут ада. Двузначность движения заложена в природе маятника – человеческой природе». В этой цитате отражена логика наших последующих действий в ходе принятия родителей.
В свою очередь, Гегелевское «Понятие» во многом согласуется с Юнговским «Архетипом»(2). Когда мы выстраиваем понятие (единство бытия и сущности) отношений детей и родителей, мы, хотим этого или нет, погружаемся в тему архетипов.
Так архетипы «Сын», «Дочь», «Дети» предполагают наличие архетипов «Мать», «Отец», «Родители». Когда же мы рассматриваем архетипы «Дети» и «Родители» диалектически, как моменты целого, то мы можем наблюдать диалектическое проявление целого – архетипа «Отношения детей и родителей».(3)
Между детьми и родителями выстраиваются особые отношения противополагания, содержащие определенные противоречия. Через разрешение этих противоречий задается продвижение по названным выше ступеням: от обожествления к низвержению, от низвержения к принятию.
Обратите внимание, так развитие отношений выглядит, если мы смотрим на них глазами архетипа «Сын» или «Дочь». Если же мы посмотрим глазами архетипа «Мама» или «Папа», то у нас будут уже другие три ступени развития отношений с детьми, в которых будут возникать другие вызовы и противоречия – 1) принятия ответственности за детей, 2) признания детей взрослыми, их отпускание, 3) и, в итоге, принятие.
Как видите, в таком случае мы тоже будем иметь дело именно с тремя ступенями развития. Правда, это интересно – как развитие любых архетипов и их отношений могут быть описаны именно тремя этапами(4)? Здесь мы можем увидеть еще одно согласование подходов Гегеля и Юнга – помимо тройки «два момента и целое», здесь мы выходим на применение в работе с архетипическими фигурами и ситуациями диалектической триады «положение (утверждение) – отрицание – отрицание отрицания»(5).
Вот давайте с изучения этой диалектической триады мы и начнем наше путешествие в тему принятия родителей. До встречи!
Сноски к заметке «Введение в тему принятия родительских фигур через пересборку противоречия»
(1) Сразу отмечу одно важное различие. Принятие предполагает отказ от попыток изменить что-либо в самом человеке, а не в отношениях с этим человеком.
Например, если человек склонен опаздывать на встречи, и мы это в нем приняли, то мы не пытаемся его переделать – не пытаемся сделать так, чтобы он перестал быть опаздывающим на встречи человеком. Мы не будем пытаться на него влиять с целью изменить это его личностное качество. Наверняка, оно ему для чего-то служит и является продолжением какой-то другой сильной стороны – мы как раз недавно об этом говорили в заметках о двух волках.
Однако, мы оставляем за собой право влиять на наши отношения с этим человеком и сделать так, чтобы он перестал опаздывать на встречи конкретно с нами. Как мы можем это сделать? Например, задав значимые для этого человека последствия опозданий на встречи с нами – более значимые, чем его склонность опаздывать. Так мы не пытаемся влиять на личностные качества человека, но мы целенаправленно влияем на его поведение в четко определенных контекстах. Тогда в отношениях с нами он делает исключение из своих «опоздунских» правил, останавливая свой внутренний выбор на пунктуальности.
Это, между прочим, важное замечание, которое многие пропускают, когда говорят, что-то вроде «я не хочу быть терпилой, поэтому я это не принимаю!». Принять некое явление, или качество в человеке (и самого человека), и следовательно, отказаться от попыток это изменить в его сущности – это не значит, отказаться от изменения этого явления или поведения человека в наших с ним отношениях.
Чтобы лучше это понять и прочувствовать, рекомендую еще раз посмотреть заметки про противоположение, начиная отсюда. Там мы говорим о том, что мы меняемся в соответствии с тем, чему мы противополагаемся, одновременно меняя этим контекстом и противополагаемое нам тоже.
Также здесь мы можем вспомним парные категории Определение и Характер. Когда мы берем за пример опаздывающего человека, то мы в случае принятия уже не влияем на его определение, но все еще влияем на его характер. Чтобы освежить в памяти, как это происходит, рекомендую прочитать заметку «Что такое определение».
Все то же самое, кстати, мы можем сказать про принятие явлений. Если мы принимаем, скажем, холод зимы, то мы не сетуем на то, что зима холодная и не хотим ее поменять. При этом принятие холода в зиме не принуждает нас самим испытывать холод и мерзнуть. Наоборот, именно принятие зимы, как холодного времени года, побуждает нас к ней готовиться – тепло одеваться, отапливать помещения, уехать в отпуск в теплые страны и т.д.
(2) Архети́п (от греч. Αρχέτυπο — первообраз) в юнгианской аналитической психологии – класс содержаний психики, которые не имеют своего источника в отдельном индивидууме; универсальные изначальные врождённые психические структуры, составляющие содержание коллективного бессознательного.
Архетипы формируют субстрат, из которого возникают основные темы человеческой жизни. Архетипы являются компонентами коллективного бессознательного и служат для организации, направления человеческого мышления и поведения.
Архетип отражает в себе всю глубину темы, с которой он связан.
(3) Архетипы разделяются на фигуры и ситуации. Архетипические фигуры – это, скажем так, действующее лицо в разворачивании архетипических сюжетов. Архетипические ситуации – это сами сюжеты, контекст, в которых действуют архетипические фигуры.
Например, архетипические фигуры «Дети» и «Родители» проявляются в архетипической ситуации «Отношения детей и родителей».
(4) Коллеги-юнгианцы могут меня спросить – а как согласуется юнговский принцип четвертичности с гегелевской триадой? А я отвечу – очень даже согласуется. Это отдельная интересная тема, мы об этом еще обязательно поговорим в других заметках.
(5) Диалектическая триада «положение (утверждение) – отрицание – отрицание отрицания» легла в основу психотехнологии «Диалектическое позволение». Там я только упоминал эту триаду, а теперь мы подошли к тому, чтобы наконец в ней разобраться.
Возможно, вам будет интересно:
- Анонс. Варианты применения психотехнологии «Пересборка противоречия» Здравствуйте! Поздравляю всех с Наступившим 2024 годом и Рождеством! Ура! 💫 Продолжим наши заметки. Мы остановились на психотехнологии «Пересборка противоречия»,...
- Алгоритм проработки обобщенного личностного конфликта через пересборку противоречия — Сделать психотехнологию с помощью бота «Благополучник» (раздел «Техники» – «Проработка личностного конфликта») — Прочитать вводную заметку по теме психотехнологии...
- Психотехнология «Пересборка противоречия» Психотехнология «Пересборка противоречия» Мы продолжаем рассматривать учебный пример – к психологу обратилась клиентка с запросом обрести счастливые семейные отношения с...
- Лао Цзы о любви. Цитата Долг без любви не радует. Истина без любви делает человека критичным. Воспитание без любви порождает противоречия. Порядок без любви делает...
- С Наступающим 2024 годом! Доброе утро! В преддверии Нового 2024 года опубликую небольшую заметку-пожелание 🎄 Мы уже упоминали, что противоречия можно разделить на внешние...