Как вы заметили, наряду с тематическими статьями, психотехнологиями и цитатами, я довольно часто публикую на Благополучнике притчи. В словаре притча трактуется как небольшой рассказ, аллегорический по форме и нравственно-дидактический по цели. С таким определением я согласен лишь отчасти. Позволю себе поправить это определение, указав на то, что цель притчи формируется ситуативно и определяется рассказчиком.

Так, притчи являются мощным инструментом изменений «в руках» грамотного психотерапевта. В данном наглядная демонстрация какого-либо нравственно-дидактического аспекта жизни занимает второстепенное значение. Притчи в психотерапевтическом процессе успешно используются там, где сознание человека находится в тупике, и необходимо обращение к Бессознательному на соответствующем языке. Как вы знаете из цикла заметок «Язык Бессознательного», речь идет об — образах, символах, модальностях и субмодальностях.

Используя притчи, психотерапевт формирует у клиента ряд символов и образов, которые несут глубинный подтекст, обладающий изначально экологичной, гармоничной установкой. Доходя до Бессознательного, этот «посыл» начинает работать в обход сознанию, запуская исцеляющие процессы, зачастую еще до начала непосредственной психотерапевтической работы. Результатом правильно подобранной и рассказанной притчи являются инсайты (интеллектуальное явление, суть которого в неожиданном понимании стоящей проблемы и нахождении её решения).

О том, как «работает» притча, о том, что у нее есть 4 уровня (пласта) и о многом другом на эту тему написана отличная книга А.Н. Иванова — Притчи и истории для тренера и консультанта. Практикующим коллегам и людям, которые хотят жить счастливо и эффективно — рекомендую.

Сегодня я приведу небольшой отрывок, в котором дается краткий обзор существующих видов притч. Помимо общего развития эта информация даст еще одну степень глубины понимания притч, которые будут вам попадаться. В том числе и притчи с Благополучника — я в большинстве случаев указываю, к какому виду они принадлежат.

Виды притч. Отрывок из книги А.Н. Иванова «Притчи и истории для тренера и консультанта».

СУФИЙСКИЕ ПРИТЧИ

Суфизм (араб, тасаввуф) — это мистическое течение, зародившееся в исламе в VIII веке и к X веку сложившееся в самостоятельное религиозно-философское учение. Считается, что суфизм зародился на территории современного Ирака и Сирии. Самый известный суфий XX века Идрис Шах (родился в 1924 году, его родословная восходит к пророку Мухаммеду и персидской династии Сасанидов) говорил: «Суфизм — это „наука» об успокоении того, что должно быть успокоено, и о пробуждении того, что может быть пробуждено; о том, как научиться не думать, будто вы способны успокоить или пробудить, когда это вам не по силам».

Суфисты считают своей целью духовное и нравственное очищение, интуитивное познание Истины и Бога с помощью Любви и Преданности. Суфисты активно использовали притчи, чтобы закрепить в уме не верование, но образец, который помогает человеческому сознанию действовать «новым» образом. Современные суфисты утверждают, что вопрос: «Где и когда зародился суфийский образ мышления?» — не имеет реального смысла, поскольку «место» суфизма — внутри человечества. Вот одна из суфийских притч.

ВОСТОЧНЫЕ ПРИТЧИ

Восточные притчи в большей степени отражают элементы повседневной жизни человека и его внутреннего мира. Многие восточные притчи сопровождаются краткими пояснительными комментариями, облегчающими их понимание.

Восточные истории направлены на расширение жиз-ненного опыта человека, повышение его уверенности в себе. Пожалуй, главная направленность восточных притч — принятие человеком ответственности за собственную жизнь.

ДАОССКИЕ ПРИТЧИ

Даосизм — одно из древних религиозно-философских учений, возникшее в Китае в VI-V вв. до н. э. Основоположником даосизма считается старший современник Конфуция китайский мудрец Лао-цзы (VI в. до н. э.), о котором практически ничего не известно.

Согласно легендам, мать вынашивала Лао-цзы не один десяток лет. Родился Лао-цзы седым, и имя его означает «Престарелый младенец». Иероглифический знак «цзы» означает одновременно и понятие «философ», поэтому имя Лао-цзы часто переводят как «Старый философ». Трактат Лао-цзы «Дао дэ цзин» («Трактат о Пути (Дао) и Добродетели (Дэ)») является основой даосизма и считается одним из наиболее значительных философских трудов.

Даосизм рассматривает все сущее во Вселенной как единое целое, стремящееся к гармонизации. В Дао отме-чается равновесие и взаимодействие противоположностей Инь и Ян (женского и мужского начал, Земли и Неба), символизирующих две полярности, которые существуют в каждой вещи, противореча и одновременно дополняя друг друга.
Обратимся к классической даосской притче.

БУДДИЙСКИЕ ПРИТЧИ

Буддизм — учение, возникшее в древней Индии в VI-V в. до н. э. и ставшее, наряду с христианством и исламом, одной из трех мировых религий.
Трудно сказать, что такое буддизм по своей сути — религия, философия или образ жизни. Приверженцы буддизма отмечают, что это ориентир, следуя которому человек может добиться определенных результатов.

«Будда» в переводе с санскрита означает «будить, пробуждать, знать, воспринимать». Проще говоря, Будда значит «просветленный».

Основателем буддизма считается реальная историческая личность — принц Сиддхартха Гаутама (560-480 гг. до н. э.). Он родился в северной Индии и получил впоследствии имя Будда. Гаутама умер в возрасте 80 лет, заранее предсказав свою смерть. Последнее слово, сказанное Буддой людям, было «Простите».

Учение Будды передавалось устно в виде притч, охва-тывающих значительный круг тем. До нас учение Будды дошло благодаря его ученикам и последователям.

Буддисты верят в Колесо Перевоплощений и считают, что человек рождается на Земле, живет на Земле и, умерев, возвращается на Землю в другом теле. Буддисты утверждают, что человеку суждено перерождаться, чтобы повторно выучивать те уроки, которые он пропустил, не усвоил в прошлых жизнях; что во всех своих страданиях виноват сам человек. Поэтому следует смиренно сносить все мучения и стараться избегать их в будущем.

В буддизме важно освободиться от желаний и потреб-ностей, поскольку именно в них Будда видел причины не-счастий в мире.

ДЗЕНСКИЕ ПРИТЧИ

Согласно философии дзен, взмах крыльев бабочки на одной стороне земного шара может вызвать ураган на другой его стороне.
Дзен можно назвать внутренним искусством жителей востока. Основы дзен в Китае были заложены Бодхидхармой, который пришел в Китай из Индии в VI веке. Впоследствии, в XII столетии, учение дзен проникло и в Японию. Дзен описывали так: «Особое учение без священных текстов, вне слов и букв, которое учит о сущности человеческого разума, проникая прямо в его природу, и ведет к просветлению».

зма махая-ны. Оно представляет собой видоизмененную форму буд-дизма и восходит к своему индийскому основателю Будде Шакьямуни. Видоизменившись в Китае, буддизм получил в Японии свое дальнейшее развитие. Усовершенствованный китайскими и японскими жрецами, дзен-буддизм стал весь-ма значительно отличаться от изначального буддизма. Есть утверждения, что дзен-буддизм в действительности вовсе не является буддизмом в общепринятом смысле.

Практика дзен появилась в Японии еще в VII веке, однако распространение дзен как самостоятельного направления японского буддизма началось в конце XII века.

Расцвет дзен приходится на период Муромати (XIV-XVI вв.). В это время дзенские монастыри становятся центрами религиозной, политической и культурной жизни страны, а собственно дзен превращается в философию жизни, оказавшую существенное влияние на стиль мышления и образ жизни японцев.
Дзен означает «все делать совершенно»: совершенно заблуждаться, совершенно выигрывать и проигрывать, совершенно быть уверенным и сомневаться…

ХРИСТИАНСКИЕ ПРИТЧИ

Предания об Иисусе Христе собраны и детально изло-жены в четырех Евангелиях: от Марка, от Матфея, от Луки и от Иоанна. Собранные вместе, эти Евангелия составляют основу христианского Нового Завета.

В христианстве Иисус Христос совмещает в себе как божественную, так и человеческую природу.
Главная книга христиан — Библия. Она включает в себя Ветхий Завет и Новый Завет. Христианские заповеди о человеке занимают в Библии одно из центральных мест. Свои притчи Христос обычно заканчивал словами: «Имеющий уши слышать да услышит».

Важнейшая идея христианства — идея греха и спасения человека; принятие себя как образа Божия, сохранение души и достижение Царства Божьего.
Для этого человеку необходимо осознать грешность жизни, принять свой путь и следовать по нему с соблюде-нием божественных законов всю жизнь. Стоит отметить, что путь христианина выходит за рамки его жизни.

Ключевым в христианстве является понятие «прощение», что делает христианство религией уникальной, ведь о покаянии и прощении не говорит больше ни одна из мировых религий.
Для изложения поучительных истин в христианстве употребляются притчи. Они содержатся в трех Евангелиях из четырех — от Матфея, Марка и Луки — и несут в себе доброту и любовь к Богу и людям.

Надеюсь, эта информация была для вас интересна и полезна. Когда вам попадется очередная интересная притча, обратите внимание, к какой разновидности она принадлежит. Уже только это откроет для вас много нового в, на первый взгляд, самой обычной поучительной истории, какой могла бы показаться притча на первый взгляд. Встретимся в следующих заметках!

Удачи!

Возможно, вам будет интересно:

  1. Что такое дзен? Восточная притча Один человек посетил дзен-до и спросил у настоятеля храма: — Что такое дзен? Настоятель приложил палец к губам и прошептал:...
  2. Послушник и монах. Притча Из песен-притч С.Копыловой: По зеленой, по долине шли послушник и монах, Оба с тайною молитвой, оба с четками в руках,...
  3. Высшее мастерство. Восточная притча Однажды к старому Учителю китайских боевых искусств пришёл ученик-европеец и спросил: — Учитель, я чемпион своей страны по боксу и...
  4. Возражающие. Суфийская притча Люди обычно обвиняли Руми в том, что он отклонялся от Правильного Пути, допуская и поощряя игры, песни, музыку и другие...
  5. О двух женах. Что-то вроде притчи Встречаются два друга. Один говорит: — Моя жена такая неопрятная и неаккуратная! Я ей все время об этом говорю, но...

Posted by Антон Ковалевский

Главный специалист Института инновационных психотехнологий