Человек не то, чем он хочет быть, но то, чем он не может не быть.
Сомерсет Моэм
Итак, мы подошли(1) к истинному долженствованию. Далее мы будем называть его просто долженствование(2) – так, как это понятие употребляет Гегель в первом томе «Науки логики». Что же это такое?
Долженствование в диалектике – это отрицание своего предела, его переступание.
А что такое Предел? Это собственная граница(3) нечто, положенная, как отрицательное.
Давайте теперь разбираться. Долженствование и предел – парные категории, которые диалектически противоречивы и при этом взаимосвязаны; они предполагают друг друга, проникают одна в другую и объясняются друг через друга. Обе эти категории связаны с понятием «определение», которое мы рассматривали в предыдущей заметке. А именно, и долженствование, и предел включены в определение (назначение) нечто и проявляют себя согласно определению. С другой стороны, определение нечто проявляет себя через долженствование и предел.
Представим цыпленка, который вот-вот должен вылупиться из яйца. Вот это вот «должен вылупиться» – это его долженствование; оно же, как мы прочитали выше – переступание предела.
Пределом здесь выступает яичная скорлупа, которую цыпленок должен проломить, преодолеть. Еще раз подчеркнем, почему мы называем скорлупу пределом: скорлупа – граница, положенная, как отрицательное, то есть такая граница, которая буквально предназначена для преодоления: она должна быть проломлена. Долженствование цыпленка направляет, «гонит» его за предел скорлупы согласно его определению быть вылупленным из яйца.
А вот интересный вопрос – всякая ли граница есть предел? Ответ на него смотрите в Примечании 1. А пока двигаемся дальше.
Возьмем еще один пример. Бабочка, которая должна появиться из куколки, выйдя за предел своего кокона. Обратите внимание, она должна стать бабочкой не потому, что обещала маме, и не потому, что иначе в ней разочаруются жуки с соседнего листа (как это было бы с дурным долженствованием). Она станет бабочкой потому, что таково выходящее из ее определения долженствование – преодолеть предел кокона (границу, положенную, как отрицательное).
Как в анекдоте: «Хорошо быть гусеницей: жрешь — жрешь — жрешь, потом закутываешься, спишь — спишь — спишь, просыпаешься — красавица!» :)
Дополнительные примеры долженствования и предела смотрите в Примечании 2.
Вопрос. Нуждается ли бабочка в мотивации, дополнительных ресурсах или в каких-либо рекомендациях, как ей лучше выходить из кокона? Нет, она в этом всем не нуждается – все необходимое уже заложено в нее природой.
Именно так стоит понимать цитату Шиллера: «Ты можешь, ибо ты должен». Если в твое долженствование входит что-либо, значит ты по своему определению не можешь этого не сделать; у тебя уже есть все необходимое для преодоления любых пределов на своем пути.
А в чем тогда нуждается бабочка? Она нуждается в том, чтобы ей не мешали. Помните притчу про мальчика, который сжалился над бабочкой и решил помочь ей быстрее выйти из кокона? А она в результате оказалась слабой и не смогла летать?(4) Отличный пример, как во внутренне определенный, естественный ход вещей без специального запроса влезает кто-то, кто «знает лучше» и «хочет помочь», устанавливая свой порядок, свое внешнее долженствование (оно же – дурное долженствование).
Еще один вопрос. Что же тогда, никому не помогать? Об этом поговорим в Примечании 3.
Любые трудности каждого естественного процесса не случайны, они туда заложены природой и служат каким-то целям(5). Как вы помните из заметки про определение, внешнее противодействие необходимо, чтобы нечто, отталкиваясь от него, усилило собственное определение. Любые внешние попытки избавить это нечто от сложностей, сократить ему путь и помочь ему, когда оно об этом не просило – это преступление против его определения, долженствования, права самостоятельно преодолевать свои пределы и через это быть истинным, положенным природой – тем, чем оно не может не быть.
Будем считать это первым знакомством с долженствованием и пределом. Дальше – интереснее.
Сноски к заметке «Два вида долженствования. Ч.2 Истинное долженствование»
(1) Мы начали путь к истинному долженствованию с заметки о решениях «Что такое принять решение?», затем продолжили заметкой «Два вида долженствования. Ч.1 Дурное долженствование», затем рассмотрели понятие определение в заметке «Что такое определение». Рекомендую ознакомиться с этими заметками, если еще их не читали.
(2) Здесь и далее истинное долженствование я буду называть просто долженствованием, а дурное долженствование – дурным долженствованием.
(3) Категория «Граница» в диалектике – это целая отдельная большая история. Я ее умышленно пропускаю, так как мимолетом ее объяснить не удастся, а если разбирать развернуто – на это уйдет не одна заметка. Поэтому границу мы будем внимательно и с большим интересом разбирать в будущем.
(4) Полный текст притчи о бабочке и мальчике вы можете прочитать здесь: http://blagopoluchnik.ru/?p=8142.
(5) Рекомендую отличную притчу на тему важности преодоления (про Бога, фермера и пшеницу): http://blagopoluchnik.ru/?p=4826.
Примечание 1. «Всякая ли граница есть предел?»
Нет, не всякая граница есть предел. Вспомним корабль из заметки про определения. У него есть своя граница? Да, это его водонепроницаемый корпус, который отделяет трюм и нижнюю палубу корабля от внешней водной стихии, обеспечивая плавучесть, прочность и непотопляемость судна.
Как мы помним, предел – это граница положенная, как отрицательное.
Ответим на вопрос: корпус корабля – это граница, положенная, как отрицательное? Конечно, нет. Корабль не стремится за свою границу, он не собирается пробивать свой корпус.
Это значит, корпус корабля – не предел, а граница.
Если корабль начнет отрицать свою границу (если корпус подвергнется отрицанию), это будет называться пробоина.
В определение корабля входит борьба за живучесть судна в случае отрицания границы корпуса. Долженствование судна – преодолеть предел пробоины, если таковая, не дай бог, произойдет.
Если посмотреть шире, долженствование корабля – сохранять свою границу, преодолевая любые пределы, угрожающие ей отрицанием. Значит, всякого рода рифы, мели, непогода и прочие «неизбежные в море случайности» – все это пределы корабля. В данном случае, кстати, это не означает, что судну придется садиться на каждую встречную мель и сниматься с нее. В преодоление пределов корабля входит умение их грамотно предугадывать и обходить. Правда, это уже скорее долженствование капитана и команды, но в данном примере мы их с кораблем рассматриваем, как одно целое.
Еще один пример. Представим двух мальчиков, которые занимаются, скажем, плаванием.
Первый мальчик – обычный пловец. У него нет данных профессионального спортсмена, да и намерения такого нет – он планирует развиваться в других сферах. А на плавание ходит для укрепления здоровья и поддержания своей физической формы.
Второй мальчик – прирожденный пловец, его вдохновляет плавание, он буквально не вылазит из бассейна. Он нацелился на олимпийскую медаль и у него для этого есть все физические и психологические данные. При создании необходимых условий он вполне может достичь высокого уровня в мировом профессиональном спорте.
Теперь смотрим, что здесь граница, а что предел.
Для первого мальчика, например, второй юношеский разряд по плаванию – это граница. Выше нее он не пойдет – у него нет такого желания, он тренируется недостаточно интенсивно и не собирается ходить на необходимые соревнования.
Для второго мальчика, который метит на олимпийское чемпионство, второй юношеский разряд, как и все остальные разряды, а также звания: КМС, МС, МСМК, ЗМС – однозначно пределы, которые точно должны быть преодолены. Он их не может не пройти, следуя своему долженствованию по определению прирожденного пловца, который намерен показать себя в спорте высших достижений.
А теперь представим, что сюда вмешивается дурное долженствование.
Первого мальчика родители заставляют не просто заниматься спортом, а еще стать «хотя бы» чемпионом страны. Такая задача не соответствует его определению, а значит не является его долженствованием и пределом. Через какое время он возненавидит плавание? Можем предположить, что результат такого дурного долженствования для родителей будет не очень приятным. А вот определение мальчика в какой-то другой сфере они этим, вероятно, усилят… если мальчик умеет опираться на свое определение и развернет ситуацию принуждения, как предел. Тогда он сможет пробудить некую здоровую злость, пробудить долженствование в том, что его действительно вдохновляет.
У второго мальчика ситуация гораздо сложнее. Если родители жаждут видеть в нем олимпийского чемпиона сильнее, чем он сам этого хочет, то они тем самым подменяют его собственное внутреннее, присущее его определению долженствование внешнему дурному долженствованию. Помните, что происходит в такой ситуации? В таком случае мальчика ждет жуткий когнитивный диссонанс между родителями и плаванием.
На эту тему есть хорошая притча про старика и шумных детей: http://blagopoluchnik.ru/?p=10673.
Мы в общих чертах рассмотрели, что не всякая граница есть предел. В Примечании 2 мы продолжим приводить примеры по теме долженствования.
Примечание 2. Примеры долженствования и предела
Примеров много не бывает! Давайте еще «покрутим» эту тему.
Видели мультфильм «Моана»? Как и все современные творения студии Disney, этот мультфильм следует смотреть крайне внимательно в плане экологии. Например, в «Моане» достаточно жестко прошлись по женскому и мужскому образам в контексте половых отношений (как, кстати и в м/ф «Рапунцель»). Не буду расписывать, что конкретно там не так – при внимательно наблюдении и задавании себе вопросов в процессе просмотра все достаточно ясно. Давайте лучше рассмотрим мультфильм «Моана» с точки зрения диалектики, а именно найдем там хороший пример долженствования и предела.
Моана – дочь вождя племени, которое проживает на острове Мотунуи. Отец видит в дочери будущего вождя и готовит ее к принятию обязанностей по управлению и заботе о жителях острова. Сама Моана не очень вдохновлена такой карьерой (как обычно бывает с дурным долженствованием)… она с детства интересуется океаном, ее мысли о том, чтобы выяснить, что там, в этих бескрайних просторах.
У племени существует табу – они не покидают остров и даже не заплывают за окружающий его риф. Таким образом, желание и интерес Моаны к океану противоречит «сухопутности» племени, а также ожиданиям ее отца.
Давайте посмотрим, что здесь что. Для этого еще раз вспомним определения долженствования и предела.
Долженствование – это отрицание своего предела, его переступание.
Предел – это собственная граница нечто, положенная, как отрицательное.
Остров – это граница или предел? Для жителей острова, которые соблюдают табу, остров – это граница. Они не планируют покидать остров, то есть отрицать границу. А вот для Моаны остров – это граница, как раз положенная, как отрицательное. Она очень даже думает о том, чтобы выйти в океан, а значит остров для нее он является пределом.
Как только мы говорим о пределе, мы автоматически вводим в рассуждение его парную категорию – долженствование. Если пределом Моаны является остров, значит ее долженствование – покинуть остров. Видите, как одно здесь подразумевает другое? Это важно – стремиться видеть явление в противоречии, это позволяет нам находить недосказанности, простраивать логику дальнейшего развития событий, буквально видеть «куда ветер дует».
Исходя из долженствования и предела Моаны, мы можем рассуждать и об ее определении. Суда по всему, в данном контексте она по своему определению мореплаватель. Помните, долженствования и предел проявляются из определения, и наоборот? Отметим, что пределами Моаны также являются: табу островитян, желания отца, страх воды, неумение плавать, отсутствие лодки и прочее.
Почему нам важно в этом разобраться? Потому, что как только Моана позволяет проявляться своему определению, как только она дает волю своему долженствованию, то она переходит в режим «Не могу не сделать», или, вспомним Шиллера, «Могу, ибо должна». Уже не важно, какая у нее самооценка, верит она в себя или не очень, есть ли у нее мотивация и мышление успешного человека. Она об этом всем вообще не думает – она в хорошем смысле самозабвенно думает об океане и о тех условиях, которые необходимо создать, чтобы там оказаться. Вы уже видите здесь параллели с работой психолога и принятием клиентом решений?
Давайте посмотрим на другие примеры:
1. Юрий Гагарин и население Земли в 1961 года. Планета Земля для ее жителей – граница; для Гагарина – предел (долженствование – полет в Космос).
2. Портовый город, находящийся в живописной бухте и пришвартованный в порту корабль. Бухта для города – граница. Для корабля – предел.
3. Благополучный по своему определению клиент. Для него его неблагополучие предел или граница? А какое у него долженствование?
Предлагаю вам самостоятельно придумать несколько примеров, а также примерить изученные нами категории на ваши какие-либо намерения, задачи и цели. Спросите себя, ваши цели для вас – это долженствование, или скорее дурное долженствование? Ваши проблемы для вас – предел или граница?
Если захотите обсудить ваши примеры или задать вопросы, напоминаю – пишите на blagopoluchnik@gmail.com.
Примечание 3. Что же тогда, никому не помогать?
Итак, в притче мальчик сжалился над выходящей из кокона бабочкой и решил ей «помочь». В результате бабочка лишилась необходимого объема преодолений и оказалась неприспособленной к жизни.
Нуждалась ли бабочка в помощи? Нет, не нуждалась. Она нуждалась в том, чтобы ей не мешали воплощать свое определение – проявлять долженствование становиться сильной бабочкой, преодолевая пределы кокона.
А как быть с психологией, которая, вообще-то, помогающая профессия? Что, психолог не помогает своим клиентам?
Помогает, конечно, но делает это так, чтобы источником изменения был не психолог, а клиент. Так, чтобы решение об изменениях и последующий результат оставались в границах ответственности клиента, были бы буквально его собственностью – личным усилием и достижением. Это тонкий момент, который очень важен.
В замечательной повести братьев Стругацких «Полдень XXII век» есть рассказ «Злоумышленники». В нем четверо учащихся Аньюдинской школы задались амбициозной целью – на десять лет раньше разрешенного срока стать настоящими космолетчиками-колонизаторами. Как раз на Венере стартовал грандиозный проект колонизации, и они выбрали его для своего дебюта.
1) за четыре декады изучить производственно-технические данные стандартных атмосферогенных агрегатов;
2) тайком покинуть школу и добраться до Аньюдинской ракетной станции, проникнуть в грузовой трюм какого-нибудь корабля и затаиться до финиша.
3) там видно будет.
По-мальчишески смелое, но не очень-то обдуманное намерение юному экипажу не удалось скрыть от их учителя Тенина, который, подметив ряд характерных мелочей, сразу все понял. Причем он понял, что улетают мальчики буквально через несколько часов.
Учитель Тенин нашел блестящее решение. Он отвлек мальчишек небольшим поручением, а за это время подтянул свои знания по всем аспектам планируемого ими полета и атмосферным агрегатам. Потом, вернувшись к ребятам в комнату, как бы невзначай затеял разговор на эту тему, задавая вопросы по теории и практике. Само собой, этот разговор показал их полную неготовность к предприятию. В результате ребята отказались от своей наивной затеи в пользу продолжения обучения в школе (возможно, сделав недостающие десять лет обучения своим новым пределом).
Итак, что произошло? У ребят сформировалось определение (а может быть, еще пока только характер) – космолетчики-колонизаторы. Их долженствованием стал полет на Венеру, пределом – отсутствие необходимых знаний, дежурный школы, кордоны охраны на ракетной станции и т.д.
Любая попытка отговорить, вразумить и переубедить учеников «в лоб» была бы дурным долженствованием – внешним чужеродным вмешательством во внутренний, живущий по своим законам, замысел. Нельзя было лишать их возможности самостоятельно переосмыслить происходящее и принять новое решение. Для этого учитель сделал так, чтобы источником изменений стал не он, а сами ребята. Как именно он это сделал? Он начал задавать вопросы.
Искусство задавать вопросы – одно из важнейших в психологии. Так, чтобы задавались они без давления и подведения человека к конкретному «правильному ответу», а с живым интересом, открытостью и готовностью принять, внимательно выслушать ответы. Я предположу, что ответь ребята на вопросы правильно – задумался бы уже учитель и, вполне возможно, предложил бы им какое-то решение реализации их амбиций.
Доступ к определению клиента имеет только он сам. Психолог, задавая вопросы, калибруя интонацию и другие проявления клиента, как в игре «горячо-холодно», помогает найти отклик, получить инсайты. Психолог не ориентируется на собственные представления о благе клиента. Он именно что ищет момент, когда клиента начинает «мурашить», когда клиент начинает загораться и пробуждать силу своего намерения.
Так психолог помогает клиенту прочувствовать собственное определение, а также следующие из него долженствование и пределы.
Возможно, вам будет интересно:
- О двух видах долженствования. Ч.1. Дурное долженствование Ты можешь, ибо ты должен Фридрих Шиллер В продолжение темы принятия решений поговорим о долженствовании, а именно о двух его...
- Что такое определение? Кораблю безопасней в порту, но он не для этого строился. Грейс Хоппер Чтобы продолжить начатую в предыдущей заметке тему долженствований,...
- Как работают решения. Что такое «принять решение»? Принятие окончательного решения иногда может выглядеть, как гражданская война внутри себя. Джим Рон У меня есть любимая футболка для работы...
- О сложности языка диалектики Гегеля «Многие вещи нам непонятны не потому, что наши понятия слабы; но потому, что сии вещи не входят в круг наших...
- Субмодальностное редактирование Доброе утро! Эту заметку пишу из аэропорта Домодедово. Сюда примерно час назад совершил посадку самолет из Красноярска, где была проведена...