Мы подошли к диалектической триаде «утверждение – отрицание – отрицание отрицания»(1). Также ее называют «законом двойного отрицания». А еще ее подразумевают, когда говорят о триаде «тезис – антитезис – синтез».(2)

Возможно, вы слышали об идее, что любое развитие идет по спирали, где каждый новый цикл развития представляет ее новый виток. Такую спиральную модель развития ввел Гегель(3), тем самым интегрировав циклическую и линейную модели развития.

Циклическая модель предполагает периодическую повторяемость этапов развития в рамках замкнутого цикла, в котором все возвращается к началу, чтобы затем повториться заново. Пример – смена времен года.(4)

Линейная модель развития предполагает прямолинейное прогрессивное движение от низшего к высшему, либо регрессивное движение от высшего к низшему. Пример – студент вуза проходит с первого по пятый курс обучения, осуществляя прогресс; либо он может быть отчислен, что будет уже регрессом.

Если соединить замкнутый круг циклической модели и восходящую линию линейной модели, то мы получив восходящую спираль спиральной модели.(5)

От циклической модели здесь сохраняется цикличность развития с повторением этапов. От линейной модели – поступательное повышение уровня движения, где исходная точка нового витка развития по форме напоминает исходную точку старого витка, но по содержанию являет собой нечто качественно новое.

Так, если мы посмотрим на спираль сверху, как на круг, то увидим, что явление в своем развитии прошло оборот и будто вернулось к исходной точке на круге. Но если мы посмотрим уже в объеме, то увидим, что явление прошло оборот по спирали вверх и пришло к схожей точке, но на более высоком уровне.(6)

Триада «утверждение – отрицание – отрицание отрицания» характеризует развитие по спирали. Каким образом?

Есть такая притча-коан о мастере, познающем дзен.(7)

«До того, как я начал изучать дзен, я думал, что горы – это просто горы, а реки – это просто реки. Когда я начал практиковать дзен, я увидел, что горы – это не просто горы, а реки – это не просто реки. Наконец, когда я постиг сущность дзен, горы снова стали просто горами, а реки – просто реками».

Давайте вместе разберем эту притчу в свете двойного отрицания.

Исходное положение
«Горы – это просто горы». Начало движения по спирали.

Первое отрицание
«Горы – это не просто горы». Виток спирали сделал пол оборота, перейдя в противоположность исходного положения. Поэтому оно и называется «отрицание» – оно переводит рассматриваемое явление в свое «не», а точнее, снимает его.(8)

Отрицание отрицания – второе отрицание
«Горы – это просто горы». Виток спирали сделал полный оборот и как будто вернулся из своей противоположности обратно к исходному положению. Это отрицание предыдущего отрицания, поэтому оно так и называется.

На первый взгляд, мы пришли к исходной точке… по крайней мере, по форме – выглядит и звучит она точно так же. Однако по содержанию это уже нечто новое. Не буду вдаваться в трактовку этого коана, предлагаю его просто прочувствовать и убедиться, что первые «просто горы» и последующие «просто горы» – это совсем разные вещи.

Другой пример. Представим обычного водителя автомобиля.

Исходное положение
Когда он начинающий водитель, он все делает очень аккуратно – едет неспешно, соблюдает правила дорожного движения, держит обе руки на руле, ни на что не отвлекается, всегда пристегивается и т.д.

Отрицание
Когда он освоился и стал уверенным водителем, он «расслабляется» – может позволить себе превышать скоростной режим, выборочно нарушает правила «там, где это можно», водит машину с одной рукой на руле, может отвлекаться на какие-то мелочи, может не пристегиваться и т.д.

Отрицание отрицания
Когда он очень опытный водитель, он снова все делает очень аккуратно – едет неспешно, соблюдает правила, держит обе руки на руле, ни на что не отвлекается и т.д. Отличается он при этом от новичка? Конечно, да! Просто, теперь он все это делает, потому что в полной мере сформировал понятие «Дорожное движение», осознал степень ответственности, цену риска и пр.(9)

Продолжение следует.(10)

Сноски к заметке «Что такое отрицание отрицания?»

(1) Эту триаду называют как «утверждение – отрицание – отрицание отрицания», так и «исходное положение – отрицание – отрицание отрицания».

(2) «Тезис – антитезис – синтез» – еще один способ называть триаду с двойным отрицанием, однако эту версию я использовать не буду.

Во-первых, здесь отсутствует важнейшее диалектическое понятие – «отрицание». Оно подразумевается, но не называется.

Во-вторых, почему-то так повелось, что многие исследователи и комментаторы Гегеля навязчиво приписывают ему именно это написание – «тезис – антитезис – синтез». При том, что сам Гегель его не использовал; разве что, упоминал.

(3) Символ спирали встречается в истории человечества задолго до Гегеля. Просто Гегель впервые предложил спиралевидную модель развития именно в научной картине мира.

(4) Есть хороший фильм – «Весна, лето, осень, зима… и снова весна», 2003 года, режиссера Ким Ки Дука. Подходит, как метафора циклической модели развития, когда многое меняется, но неизменно приходит именно к тому, с чего все начиналось – чтобы повториться снова.

(5) В контексте спиральной модели саму спираль рисуют по-разному – в виде восходящей спирали, нисходящей спирали, в виде цилиндра, конуса и еще много как. Это все интересная тема для отдельных исследований и размышлений. Для нашей темы это не существенно, поэтому мы для удобства возьмем восходящую спираль.

(6) Давайте, кстати, немного отвлечемся и посмотрим, как влияют используемые человеком модели развития на его работу с психологом.

Если человек мыслит и видит процесс своих изменений в циклической или линейной моделях развития (или в них обеих, но раздельно друг от друга), он может упоминать «откаты назад», а также может говорить о хождении по кругу или даже об отсутствии продвижения.
Например:
– «у меня случился откат назад – страх, который мы проработали, снова вернулся»;
– «мы с темой отношений с мамой уже работали месяц назад, почему мы опять к этому вернулись?»;
– «у меня до начала нашей работы удовлетворенность жизнью была 4 из 10, а сейчас 5 из 10, почему так медленно продвигается?».

Казалось бы, подобные наблюдения клиентов можно трактовать, как низкую эффективность психологической работы. Может, кстати, так и есть. А может, клиенту стоит помочь освоить спиральную модель развития и посмотреть на происходящее с ним более сложно и объемно.

Давайте сейчас запомним эти фразы, которые, я уверен, многие мои коллеги слышат регулярно, даже при самой эффективной работе. Позже, когда мы познакомимся ближе со спиральной моделью развития и с отрицанием отрицания, мы к ним вернемся и взглянем на них уже под другим углом. Я, пожалуй, даже не поленюсь и сделаю под каждую эту фразу отдельное примечание – это важные вещи, требующие пояснений.

(7) Дзэн, дзен — одна из важнейших школ китайского и всего восточно-азиатского буддизма. В широком смысле дзен – это школа мистического созерцания или учение о просветлении, появившееся на основе буддийского мистицизма.

Коан – короткое повествование, обычно не имеющие логической подоплёки, зачастую содержащие алогизмы и парадоксы, доступные скорее интуитивному пониманию.

(8) Рекомендую освежить в памяти примечание «Что такое снятие?».

(9) Не случайно по данным ГИБДД виновниками ДТП чаще других становятся водители со стажем 5-10 лет.

Мы видим, что на пути своего развития водителю сначала необходимо подвергнуть отрицанию свою неуверенность, чтобы обрести уверенность. Затем суметь от нее отказаться – подвергнуть отрицанию свою уверенность, чтобы при объединении уверенности и неуверенности стать действительно хорошим водителем.

(10) Конечно, мы не остановимся на этих двух примерах. Двойное отрицание – один из важнейших принципов в диалектике и нам, как психологам, он очень интересен. Далее мы продолжим разбираться в этой теме, в том числе посмотрим, как работает отрицание отрицания в конкретных психологических ситуациях.

А начнем мы с рассмотрения еще одной дзенской притчи, которая является прекрасным образцом отрицания отрицания. Приглашаю вас изучить Примечание 1.

Примечение 1. Притча про рыжую белку, как пример двойного отрицания

Перед тем, как мы продолжим разбирать тему отрицания отрицания, предлагаю вашему вниманию отличную дзенскую притчу из сборника «Сказки дикого леса», автор Манк Ху.

Прочитайте ее, найдите в тексте основные этапы диалектической триады «Исходное положение – отрицание – отрицание отрицания». Поразмышляйте, чем отличается белка в начале и в конце притчи, и почему?

В следующем примечании мы рассмотрим, как эта история с заложенным сюда двойным отрицанием может быть использована в практической психологической работе.

Притча про рыжую белку. «Жизнь прекрасна»

Проснувшись однажды ярким солнечным утром, Рыжая Белка как никогда почувствовала, что жизнь прекрасна и удивительна. Она сладко потянулась, рассмеялась и пританцовывая отправилась на прогулку, желая поделиться своим открытием с жителями Дикого Леса.

Но другие звери не разделили её радость. Лысый Крот был так погружен в постройку нового хода в свою нору, что просто отмахнулся от неё. Синяя Утка пожурила за безделье. А Беззубый Ящер лишь улыбнулся в ответ на её вдохновенную речь о красоте и доброте мира, о том, что жизнь прекрасна. Остальные либо не слушали, либо, выслушав, кивали и продолжали заниматься своими делами.

Рыжая Белка не понимала, почему никто не слышит, а в большинстве случаев и вовсе не хочет слушать её. Ведь то, что она поняла, казалось ей таким важным и таким необходимым. Задумчиво бродя по лесу, она подошла к домику Мыши, которую несмотря на ещё довольно молодой возраст, за необычайную мудрость и таинственность прозвали Почтенной.

Выслушав историю белки Почтенная Мышь сказала:

— Ты девочка, конечно, права, и намерения твои похвальны. Только вот права утверждать такие вещи перед другими, ты пока всё-таки не имеешь. От того тебя не слушают и не верят, что хоть слова твои верны, настоящей глубины их ты ещё не понимаешь и истины в себе не несёшь. Лишь смутное и неясное чувство, которое как известно, сегодня одно, а завтра другое. А слова ты говоришь очень серьезные. Ты лучше с выводами не спеши, наслаждайся тем, что есть. Поживи своё, а там видно будет.

Рыжая Белка хмыкнула, пожала плечами и отправилась домой, не забыв поблагодарить Почтенную Мышь за слова, с которыми она хоть и не согласилась, все же были сказаны с искренним участием.

Шли годы. Судьба Рыжей Белки сложилась непросто, можно сказать трагически. Вскоре после того разговора с Почтенной Мышью она отправилась в путешествие на Запад. Там по несчастному стечению обстоятельств оказалась в эпицентре Великой Войны, отсидела несколько лет в Яме Ужаса, потеряла многих друзей и едва не утратила зрение. Когда, спустя годы, она вернулась в Дикий Лес, никто её не узнал.

Рыжая Белка вновь бродила по лесу. Она вспоминала родные места, любовалась деревьями и цветами, приветливо здоровалась с встреченными жителями. Вдруг остановившись, она замерла и посмотрела на небо. Сквозь черные ветви струился яркий солнечный свет. По голубому небесному своду проплывали белоснежные облака. Улыбнувшись сквозь слезы, Рыжая белка тихонько сказала:

— Жизнь прекрасна!

Этим словам внимало каждое сердце.

Эти слова услышал весь Лес.

Примечание 1. Двойное отрицание в притче про Рыжую белку

Давайте посмотрим, как в притче про Рыжую белку выглядит двойное отрицание, она же диалектическая триада «исходное положение – отрицание – отрицание отрицания». Для удобства я буду выделять соответствующие этапы в тексте жирным курсивом.

Итак, выражаясь диалектически, по ходу притчи Рыжая белка собирает целое «Жизнь прекрасна», которое состоит из двух противоположных моментов: положительный момент «Жизнь прекрасна» и отрицательный момент, назовем его «Жизнь ужасна».(1)

Исходным положением в триаде является положительный момент «Жизнь прекрасна» – ощущение, которое явилось Рыжей белке просто так, без какого-либо противополагания и отрицания: «Проснувшись однажды ярким солнечным утром, Рыжая Белка как никогда почувствовала, что жизнь прекрасна и удивительна».

Поскольку момент это «исчезновение в своей противоположности»(2), то данному ощущению прекрасности жизни доверять, конечно, нельзя – через некоторое время оно исчезнет, сменится противоположным, отрицательным моментом. Обитатели Дикого Леса это ощутили, поэтому и не обратили на восторженные слова белки никакого внимания.

Почтенная мышь, как мы видим, была прекрасным диалектиком и сразу увидела, что слова Рыжей белки – не истинное целое, а лишь его односторонний положительный момент. Она говорит белке: «…настоящей глубины этих слов ты ещё не понимаешь и истины в себе не несёшь. Лишь смутное и неясное чувство, которое, как известно, сегодня одно, а завтра другое».

В притче далее так и происходит: «Судьба рыжей белки сложилась непросто, можно сказать, трагически».

Здесь мы наблюдаем первое отрицание в диалектической триаде: Рыжая белка в столкновении с тяжелыми жизненными испытаниями переживает отрицание своего исходного положения «Жизнь прекрасна», уходя в противоположное состояние «Жизнь ужасна». Так положительный момент перешел в свою противоположность, отрицательный момент.

Если мы вспомним образ восходящей спирали (рис.1), то здесь, на первом отрицании, спираль сделала половину витка и перешла в свое противоположное от исходного положения состояние. За счет того, что это не простое отрицание, а снятие, новое негативное состояние находится выше по уровню, чем предыдущее; скажем так, первое отрицание в триаде более насыщенное и «опытное», чем предшествующее ему исходное положение. Это хорошо видно в нашем образе спирали.

Рис 1 - Спираль отрицания отрицания Рыжей белки

И это правда… человек прошедший через страдания, разочарованный(3), пожалуй, более эффективен и приспособлен к жизни, чем человек счастливый, но счастливый лишь по своей наивности, доверчивости и незнанию мира. Согласны?(4)

Но ведь это не конец, не обязательно на этом останавливаться – можно пойти дальше.

Теперь, когда у Рыжей белки есть оба момента целого, а само целое еще не определено, она стоит на распутье. Какое целое она сделает абсолютным, определяющим ее восприятие происходящего, ее решения, жизненный путь? Может, она обоснуется на текущем полу-витке спирали, сделав своим целым «Жизнь ужасна»? Или она завершит полный виток – через отрицание отрицания перейдет в новое качество, определив свое целое, как «Жизнь прекрасна»?

«Рыжая Белка вновь бродила по лесу… вдруг остановившись, она замерла и посмотрела на небо… Улыбнувшись сквозь слезы, Рыжая белка тихонько сказала: – Жизнь прекрасна!».

Как мы видим, белка сделала свой выбор. Пройдя через отрицание отрицания, она завершила виток спирали и соединила оба момента в целое «Жизнь прекрасна». Благодаря этому белка теперь обладает целостным пониманием жизни; Истиной(5). Поэтому теперь «…ее словам внимает каждое сердце, ее слова услышал весь Лес».

Обратите внимание, отрицание отрицания похоже по форме на исходное положение, но по содержанию, благодаря снятию первого отрицания, это нечто совершенно иное. Это типично для тех случаев, где один из моментов целого становится абсолютным, а второй – относительным (см. снова сноску 1).

Здесь вы можете мне сказать: «Антон, это все, конечно, занимательная гимнастика для ума, но как это может быть использовано в психологической работе?».

А я вам расскажу! До встречи в следующем примечании.

Сноски к Примечанию 1 «Двойное отрицание в притче про Рыжую белку»

1) Помните, мы говорили, что противоречие может разрешаться, переходя в новое целое двумя способами:

1. Объединение двух противоположностей в третье, более сложное определение.

2. Подчинение одной противоположности другой, одного момента другому; и появление целого на основе этого «более сильного» момента.

В нашей притче про белку мы имеем дело со вторым вариантом образования целого – момент «Жизнь прекрасна» подчиняет себе момент «Жизнь ужасна», становясь абсолютным.

В диалектике целое, и момент его составляющий – это абсолютное. А подчиняющийся момент – это относительное.

Абсолютное целое «Жизнь прекрасна», может быть описано такими словами: «Да, в жизни бывают моменты ужасного, но в целом она прекрасна».

Если мы как целое и абсолютное берем «Жизнь ужасна», то все прекрасное в ней становится относительным моментом: «Да, в жизни бывают хорошие моменты, но в целом она ужасна».

Зачем я это все рассказываю? Нам важно уметь определять абсолютное и относительное в работе психолога с клиентом. Вот клиент пришел к психологу, чтобы улучшить свою жизнь. Этот его запрос – что такое?

Вариант первый. Запрос клиента на улучшение – момент его отрицания, когда он уже решил, что его жизнь, как целое и абсолютное – ужасна; и чтобы это еще раз всем и себе доказать, нужно сделать заведомо ложное усилие для улучшения своего положения.

Вариант второй. Клиент свои невзгоды рассматривает, как отрицание его положенной ему по праву природной счастливости, и он использует психологическую работу, чтобы прийти к отрицанию отрицания – наладить свою жизнь и стать благополучным.

2) В заметке «Что такое момент в диалектике Гегеля?» приведены три разных определения понятия «момент» и источники к ним.

3) Довольно часто приходится слышать от клиентов, что разочарование – это нечто плохое. Кто-то хочет избавиться от разочарований, кто-то боится разочароваться в себе, в близком человеке, в работе, и т.п.

Мы, психологи, в таких случаях можем дать пояснение, что разочарование – это замечательно, не надо его избегать или бояться. И вот почему.

Давайте сначала обратимся к источникам и выясним, что такое очарование.

А.П. Чехов определяет очарование, как действие чар, чарующую, обворожительную силу чего-нибудь.

А.С. Пушкин упоминает, что очарование – это прелесть, что-то, что очаровывает.

Новый толково-словообразовательный словарь русского языка дает такие определения: 1) устар. Колдовство, волшебство. 2) перен. Чарующая, притягательная сила. 3) Состояние подвергшегося действию такой силы.

Любопытно также обратиться к определению слова Морок (Толковый словарь русского языка Ушакова):
1. Мрак, темнота. 2. перен. Что-н. одуряющее, очаровывающее, помрачающее рассудок.

Другими словами очарование это – иллюзия, обман, искажающий восприятие реальности.

Разочарование, таким образом – это освобождение от очарованности. Возвращение трезвого и реалистичного восприятия; отказ от ложных (пусть даже и приятных) представлений о себе, других, мире, Боге в пользу адекватной картины мира, гораздо более уместной для развития, процветания и благополучия.

Если говорить на языке диалектики, то очарование – это отрицание, а разочарование – это отрицание отрицания. Как видим, очарованность тоже зачем-то нужна и делает какой-то важный вклад в развитие, но при условии, что за ней последует разочарование.

4) Здесь со мной не согласны авторы м/ф «Кот в сапогах 2: Последнее желание», 2022 года. Там есть такой блаженный персонаж – пес, которого все бросили и жизнь у которого в прошлом сложилась ужасно. Но поскольку он блаженный, он этого всего не понимает, и видит совершенно особую реальность очарованности. Вот в этом мультфильме ему везет больше всех, и он в итоге получается самый эффективный. Спорный, интересный момент, который открывает новые темы для обсуждения.

5) Гегель использует понятие «истина» в контексте разрешения противоречия и перехода на следующий уровень развития. Например, сущность – это истина бытия, а понятие – это истина сущности. Про это мы еще поговорим в отдельных заметках.

Возможно, вам будет интересно:

  1. Введение в тему принятия родительских фигур через пересборку противоречия Продолжаем следовать объявленному в январском анонсе плану. В предыдущих заметках мы рассмотрели логику работы с обобщенным личностным конфликтом. Теперь переходим...
  2. Побывал на концерте Kitaro Только вернулся с концерта Kitaro — японского композитора, работающего в жанре New Age. Слушаю его еще со школы, отличный фон...
  3. Как работают решения. Что такое «принять решение»? Принятие окончательного решения иногда может выглядеть, как гражданская война внутри себя. Джим Рон У меня есть любимая футболка для работы...
  4. «Диалектическое позволение». Психотехнология работы с долженствованием Итак, в предыдущих заметках(1) мы обозначили отличия дурного и истинного долженствований. Вспомним основные тезисы. Дурное долженствование («Я должен…»): — затрудняет...
  5. Цитаты Подборка отличных цитат на тему развития, любви, призвания и т.д. [blog category=»69″ style=1 image_width=»240″ excerpt_length=»20″ read_more=»читать дальше» author_link=»false» read_more=»-1″]...

Posted by Антон Ковалевский