Примечание 4. Про «ломающуюся уверенность» и несуществующие ошибки

Когда в предыдущем примечании 3 я приводил важность перехода клиента от линейной модели развития к циклической модели, я написал: «…если бы то, что было раньше, было зрелым, крепким и надежным, то оно не сломалось бы и не перешло бы в состояние кризиса». Это заслуживает пояснения.

От клиентов психологи часто слышат что-то вроде:
– у меня была высокая уверенность в себе, потом произошел стресс на работе, и моя уверенность как будто сломалась;
– у меня было крепкое здоровье, потом я заболел, и мое здоровье стало хрупким;
– наши отношения с женой были замечательными, пока она не устроилась на новую работу, и это испортило наши отношения;
– и прочее, в таком духе.(1)

Вас здесь ничего не смущает?

Нечто работало хорошо. Потом оно сломалось. Теперь это надо починить, чтобы оно, как раньше, начало работать хорошо. Или так. Был прогресс. Потом случилась какая-то ошибка, из-за которой начался регресс, деградация. Нужно вернуть прогресс.

Если мы смотрим на происходящее с позиций линейной модели развития, то эти фразы кажутся вполне логичными. Однако, если мы перейдем на спиральную модель развития, мы сразу увидим несоответствия.

Во-первых, согласно спиральной модели, развитие идет только вперед. У развития, как абсолютного целого и абсолютного же положительного момента, есть относительные(2) отрицательные моменты, которые можно назвать деградацией, ошибкой, регрессом и т.п.

Например, человек учится ездить на велосипеде. Вот он оттолкнулся, начал крутить педали, неуверенно поехал, а потом раз, и упал. Это падение, что – регресс в его обучении? Ошибка?

Когда человек учится чему-то новому, и не ошибается – о чем это говорит? Скорее всего, это говорит о том, что он излишне осторожничает. Тогда отсутствие ошибок – это и есть главная ошибка. Обучение, оно для этого и нужно, чтобы ошибаться, получать отрицательный опыт и сформировать целое(3) понимание, которое будет адекватно действительности.

С этой точки зрения ошибки – это как раз свидетельство правильности, прогресса, развития. И не стоит их бояться. А если смотреть шире, то жизненных ошибок, как таковых, вообще не существует.(4)

Во-вторых, когда мы говорим, что нечто сломалось, хотя раньше работало хорошо, то это же не так.

Вот у человека была высокая уверенность в себе, а потом случился стресс, и эта уверенность у него «сломалась». Это, примерно, как если бы у человека был молоток, который сломался во время вбивания гвоздя.

Уверенность, как и самооценка, по своей сути – это не какое-нибудь тепличное растение, которое начинает вянуть в неприветливых условиях. Или не маленький огонек, который при малейшем дуновении сразу тухнет.

Действительная уверенность – это мощный костер, который от сильного ветра разгорается только сильнее. Чем сильнее стресс, тем больше человек нуждается в собственной уверенности и самооценке. Сложные жизненные события – это золотой час уверенности, время ее проявления в полную силу; ресурс, на который можно смело опираться всем весом.

И что мы можем сказать, про уверенность, которая «сломалась» именно тогда, когда была больше всего нужна? Мягко говоря, это не та «уверенность», о потери которой стоит жалеть. И спасибо большое стрессовому событию, которое показало, что человек опирался не на «твердое», а на «пустое»(5). Именно эта «потеря уверенности» – и есть реальный шаг по ее действительному пробуждению.

То же самое мы можем сказать и про здоровье, которое «становится хрупким», и про отношения, которые «портятся», и так далее. Не было никакой уверенности, не было никакого крепкого здоровья, зрелых отношений. Потому, что действительное, зрелое, надежное – становится опорой в момент трудностей, а не вдруг куда-то пропадает.

Повторю еще раз: «…если бы то, что было раньше, было зрелым, крепким и надежным, то оно не сломалось бы и не перешло бы в текущее состояние кризиса».

Понимание этой простой мысли, наряду с тем, что жизненных ошибок не существует, очень способствует формированию помогающих психологической работе понятий и образов.

Сноски к Примечанию 4. «Про «ломающуюся уверенность» и несуществующие ошибки»

(1) Я могу долго продолжать список примеров. Однако их можно обобщить так: всякий внутренний ресурс не является действительным внутренним ресурсом, если человек 1) во-первых, этот ресурс обусловливает, 2) во-вторых, полагает его целью, а не средством.

1) Обусловливает. Задает какие-либо условия для получения доступа к этому ресурсу. Например, я буду в хорошем настроении, если мне сегодня пришлют обещанные деньги. А если не пришлют – мое настроение будет плохим. Здесь условие хорошего настроения – деньги на карточке. Такое хорошее настроение не является действительным внутренним ресурсом!

2) Полагает целью, а не средством. Высокая самооценка, например – это средство для достижения каких-либо других целей. В таком случае она включается, когда надо. А когда она выступает сама по себе целью, то она и не включается. Если у меня цель – высокая самооценка, то это не действительный внутренний ресурс!

Вы видели когда-нибудь мужчину, который делает яркий поступок, подвиг ради понравившейся ему женщины? Да ему же море по колено, он становится самым смелым, ловким и дерзким. Дурным, конечно, тоже :) но с доступом к самооценке у него в этот момент отчего-то проблем никаких нет.

Поэтому предлагаю поразмышлять вот о чем: когда вам нужен внутренний ресурс, то какую цель надо поставить так, чтобы этот внутренний ресурс стал для нее средством?

Это касается радости от жизни, хорошего настроения, уверенности в своем здоровье, умении классно коммуницировать, круто заниматься сексом, вызывать уважение и т.д. и т.п.

(2) Напомню, относительный отрицательный момент никак не может повлиять на абсолютный положительный момент, который стал целым.

Это значит, человек, который в своем целом делает все правильно – даже ошибки будет допускать так, что это будет продвигать его в правильном направлении.

Помните притчу про лучший кусок мяса? Так и здесь, любое решение наилучшее у человека, который создал абсолютную целую правильность происходящего.

(3) Да, обучение обязано включать в себя как положительные, так и отрицательные моменты. Это не значит, что начинающий скалолаз должен пару раз упасть с большой высоты и что-нибудь себе сломать для надежности усвоения им узлов. Это значит, что преодоление любых пределов предполагает отрицание себя прежнего, не умеющего. А это отрицание происходит через неудачные попытки, моменты, когда не получается. И только так формируется такое целое, которое отрицает неумение и утверждает умение.

(4) Мне можно возразить: «Вот ты говоришь, ошибок не стоит бояться и вообще их не существует. А что же по-настоящему серьезные ошибки, которые имеют необратимые последствия? Врачебная ошибка, например и т.п.»

Во-первых, такие серьезные ошибки совершаются не потому, что их недостаточно боятся.

Есть такой эффект Даннинга-Крюгера – когнитивное искажение, при котором люди, имеющие низкий уровень квалификации, делают ошибочные выводы, принимают неудачные решения и при этом неспособны осознавать свои ошибки в силу низкого уровня своей квалификации.

Из него следует, что люди склонны, например, недооценивать опасность ситуации и плохо просчитывают последствия не потому, что они «плохо боятся» (это видимость, а не сущность), а потому, что имеют низкий уровень квалификации и опыта.

Бояться бесполезно – вместо этого лучше вкладывать свое внимание и время в информирование себя, обучение, освоение навыков, получение опыта и прочее.

Во-вторых, насчет несуществования жизненных ошибок – здесь мы можем вспомнить один из принципов НЛП: «Люди всегда делают наилучший выбор из всех доступных им в данный момент возможностей».

Вопрос: если события, и вся жизнь, и весь прошлый опыт привели человека к ошибке, то какая необходимость стоит за этим?

А вообще, чтобы лучше во всем этом разобраться, нам еще предстоит изучить такие замечательные парные категории диалектики, как случайность и необходимость. К ним мы вернемся в отдельных заметках.

(5) Твердое и пустое – это категории из книги В.К. Тарасова «Технология жизни. Книги для героев». Рекомендую.

Возможно, вам будет интересно:

  1. Синица в руках, или как избежать досадной ошибки при выборе мужчины И может быть ты не стала звездой в Голливуде Не выходишь на подиум в нижнем белье У тебя не берут...
  2. Работа с внутренними ресурсами Если долго смотреть на девушку, то можно увидеть, как она выходит замуж. Если долго слушать психотерапевта, то обязательно услышите слово...
  3. С Наступающим 2024 годом! Доброе утро! В преддверии Нового 2024 года опубликую небольшую заметку-пожелание 🎄 Мы уже упоминали, что противоречия можно разделить на внешние...
  4. Мечи и бамбуковые палки. Восточная притча Красивая притча. У одного мастера меча было множество учеников. Он тренировал их долгие годы – сперва, как положено, задавал упражнения...
  5. Восприятие. Восточная притча Как-то старый китайский учитель сказал своему ученику: — Пожалуйста, осмотри эту комнату и попытайся найти в ней все, что имеет...

Posted by Антон Ковалевский