Здравствуйте!

Я с детства люблю определенность и ясность. В связи с этим при совершении любого действия я стремлюсь понять, что я делаю, зачем я это делаю, и как должен выглядеть идеальный конечный результат. Идеальный не в смысле совершенный, а в смысле «по идее», по какому образу и подобию, так сказать.

Одним словом, важно выйти за пределы отдельного действия и увидеть целостную картину — тогда решение конкретной задачи само по себе встраивается в общую систему достижения результата, появляется свобода и гибкость, спокойствие и уверенность.

Теперь можно действовать не по рецептам и готовым алгоритмам, а проявлять альтернативность мышления, комбинируя наиболее удачные подходы и решения сообразно ситуации. Знание — сила!

В задачи психотерапевта входит помощь в создании такой же целостной картины у своих клиентов. Чтобы клиент «за деревьями видел лес» — понимал, как следование каждой конкретной инструкции психотерапевта приближает его к желаемому состоянию.

С целостным видением происходящего клиент уже не просто делает психотехнологии. Он решает конкретные задачи коммуникации со своим бессознательным. Чувствуете разницу? Больше нет цели «правильно сделать психотехнологию», а есть цель «получить от этой психотехнологии конкретный результат, ради которого она и выполняется».

Кто-то может возразить, что техники работают и без всяких там пониманий клиентом того, что он делает. Здесь я соглашусь и не соглашусь. Да, техники работают и без всяких объяснений. Но сами по себе техники — это инструмент. Клиент к нам приходит не техники делать, а изменить свою жизнь в лучшую сторону.

Если присмотреться еще внимательнее, то даже не столько изменить свою жизнь, сколько сформировать культуру взаимоотношений с самим собой, другими, миром и самой своей жизнью в совершенно особенной, естественной для развития клиента парадигме. Уже за счет этого его жизнь сама меняется (это один из эффектов, не единственный и даже не главный) и начинает самоорганизовываться по созвучным клиенту экологичным законам и принципам.


В той реальности, которую клиент сам учится для себя создавать с нашей помощью, он источник и творец всего, что с ним происходит; для него естественно и нормально быть благополучным; он живет в изобилии, привлекая это изобилие в свою жизнь и т.д.

Если по завершению работы мы отпускаем клиента с умением включаться в такую реальность, жить в ней и создавать ее по своему намерению, то мы можем быть за него спокойны — теперь он прекрасно разберется со своими проблемами, целями, жизненными уроками и без нас.

Есть в этом что-то педагогическое. Можно переиначить мудрую пословицу про ребенка и сказать так: «Клиент — гость в твоем доме. Накорми, обучи и отпусти». Создай условия, где он станет созвучен себе, «учует» свой Путь и загорится желанием идти по нему, с интересом решая жизненные уроки и развиваясь естественным образом. Обучи его психотехнологиям и принципам, которые будут ему в этом помогать. Отпусти.


Когда мы ставим задачу работы с клиентом под таким углом, то становится понятно, что одними психотехнологиями тут не отделаешься. Клиенту точно понадобится целостная картина и теперь нам предстоит понять, как помочь ее сформировать у данного конкретного человека. Для этого и нужны объяснения.

Психотерапевту предстоит объемно и доступно прояснять клиенту суть их работы на каждом этапе модуля (если работа идет по модулю) так, чтобы клиент узнал в этом себя, понял, осмыслил и загорелся желанием идти вперед. Чтобы он начал, что называется, бить копытом, чтобы скорее начать. Нам в помощь здесь притчи, метафоры, наглядные примеры из жизни, проективные вопросы и много чего еще.


Набираясь в этом деле опыта, я заметил, что порядок объяснения какого-либо фрагмента модуля, паттерна, принципа или психотехнологии в общем и целом повторяется при работе с разными клиентами. Таким образом, с годами сформировалась некая удачная линия объяснения каждого элемента работы, доказавшая свою понятность и наглядность для клиента.

Заметив это, я решил посвящать некоторые заметки такому внесению ясности и порядку объяснения, который я применяю в своей практике при работе с клиентами в разных эпизодах работы для достижения описанной мной задачи.

В следующей заметке из цикла «Вносим ясность» (назовем его пока что так) мы рассмотрим порядок объяснения клиенту направлений работы в ИНП — поговорим про цепочку «симптом-причина-предпосылка-урок» и про другое. Отмечу, что в этих заметках я не создаю базу шаблонов возможных объяснений, а делюсь работающими примерами, как это может быть сделано, исходя из вашего личного стиля ведения клиента.

Удачи!

С уважением,
Антон Ковалевский

Возможно, вам будет интересно:

  1. Вносим ясность. Объяснение направлений работы Как я рассказываю клиентам про цепочку "симптом-причина-предпосылка-урок"...
  2. Вносим ясность. Почему мы прописываем цель через способность Заметка о том, какую лучше выбирать формулировку цели для клиента в разных случаях...
  3. Цели, которые не стоит брать в работу Здравствуйте! В этой заметке хочу пройтись по целям, которые лично я не стал бы принимать в индивидуальной работе, на вебинаре,...
  4. Обобщенная модель работы психотерапевта В Восточной версии нейропрограммирования и Нейротрансформинге есть несколько общих моделей, которые являются основополагающими в процессе психотерапевтической работы. Одну из них...
  5. А вот теперь про ответственность Почему важно, чтобы ответственность за изменения была на клиенте...

Posted by Антон Ковалевский

Главный специалист Института инновационных психотехнологий