Как я писал в предыдущей заметке, ответственность — тема важная и обширная. Так или иначе, желая того или нет, мы будем возвращаться к ней, обсуждая самые разные вещи, потому что качественная психотерапия и ответственность в разных ее проявлениях идут рука об руку.
В этой конкретной заметке мы, так сказать, прикоснемся к этому понятию.
Только начиная осваивать профессию, я задавался вопросом — какой процент ответственности за изменения клиента лежит на психотерапевте? Или точнее вопрос звучал так — какой оптимальный процент ответственности стоит на себя брать?
От психотерапевта требуется что? Обеспечить качественный процесс психотерапии. А именно: способствовать созданию условий для конструктивного диалога клиента со своим бессознательным, помочь определить ему целевые отношения последующей работы (от чего к чему он идет), перевести это в корректный для работы запрос (что-то вроде технического задания для бессознательного), своевременно и уместно выполнять с клиентом психотехнологии ИНП по намеченной стратегии, обеспечивая обратную связь, задавая правильные вопросы, попутно обучая клиента основам работы с собой, давая домашние задания и другое.
Давайте смоделируем ситуацию и проведем мысленный эксперимент. Представьте, что вы обучаетесь вождению, и сейчас находитесь в учебной машине. Вы за рулем, рядом инструктор. Понаблюдайте за своими ощущениями, чувствами, мыслями. Есть? Теперь пусть он выйдет из машины. Снова понаблюдайте. Если у вас возник страх, отодвиньте его в сторону и посмотрите, что там за страхом? Что появляется, когда вы остаетесь в машине одни?
Вместе со страхом (а точнее за страхом) появляется некий кайф (если вы реально хотите научиться водить машину и это вам в принципе нравится).
Природа этого кайфа весьма прозрачна. Когда в машине находится инструктор, ответственность за происходящее распределяется между вами. Он чуть чего и на педаль нажмет, и вырулит, а если не успеет, сам будет отвечать. Он же и говорит вам что и как делать, он решает, куда вы сейчас поедете, определяет степень вашей свободы в принятии решений.
Кто отвечает — у того и контрольный пакет акций контроля над ситуацией, принятия решений и распоряжения доступными ресурсами. Кто отвечает — тот и хозяин.
Когда вы в машине одни — качество обучения резко повышается. Поэтому в некоторых современных автошколах практикуют нахождение обучаемого в машине одного, а инструктор ему по рации дает обратную связь и помогает. Тогда вся ответственность на начинающем водителе, и такое обучение дает великолепные результаты.
При получении ответственности за что-либо, к человеку идут власть над происходящим и прочие «пряники», а в довесок ко всему этому — страх.
Те, кто за страхом ничего не видят (да и не смотрят туда особо), не способны получить от ответственности никаких преимуществ, она их ограничивает. Для них ответственность — бремя.
Возвращаемся к психотерапии. Изменение жизни — это весьма и весьма масштабное действо. Оно рождает огромную ответственность и, понятное дело, ощутимый страх перед неизвестностью.
Здесь у каждого человека появляется выбор, куда смотреть — на страх, или на те великолепные, ни с чем не сравнимые ресурсы, которые открываются за ним. Среди них состояние обладания собственной жизнью, чувство хозяина, автора и творца всего, что в жизни человека происходит — и это далеко не полный список.
Бессознательно, руководствуясь метапрограммой ОТ, или другими внутренними ограничениями, человек может зацикливаться на страхе. Его заботливые психологические защиты в этом случае будут стремиться избавиться от бремени ответственности, куда-нибудь ее сбагрить, делегировав изменение своей жизни ну, допустим, психотерапевту. Мысль изящна в своей простоте: А чего он тут сидит, для красоты что ли? Он же деньги от меня получает, вот пусть и отрабатывает.
В ответственность инструктора не входит, будете вы учиться или нет. В его ответственность также не входит, как вы там будете водить без него — нормально ездить по городу, по двору круги нарезать или вообще машину в гараж поставите и будете любоваться на нее по выходным, пыль протирать. Водить машину предстоит вам, как и жизнь свою жить — тоже вам.
Как я уже сказал, самое неприятное, что может сделать вам психотерапевт, это пойти на поводу у ваших психологических защит и взять на себя часть вашей ответственности за изменения (а значит за саму жизнь). Тогда вы сразу перестанете быть хозяином происходящего, а значит и хозяином своей жизни. Начнется игра в психотерапию, появится созависимость с психотерапевтом (а куда вы теперь без него?) и начнет происходить многое другое, что будет снижать качество вашей работы.
Когда психотерапевт дает сто процентов ответственности за изменения клиенту, он дарит ему удивительно приятную и принципиально важную привилегию самому жить свою жизнь, самому в ней разбрираться и создавать. Клиент может отмахиваться, пугаться, пытаться возвращать ответственность обратно, но психотерапевту здесь стоит проявить твердость и терпение. А еще лучше взять и объяснить, что происходит.
Я для этих целей использую табличку, которая висит на стене в кабинете, где я веду прием. Табличка гласит: «Ответственный за противопожарное состояние помещения: Ковалевский А.В. При пожаре звонить 101».
Подвожу клиента к табличке и спрашиваю: «Как Вы считаете, почему здесь моя фамилия?» После паузы добавляю: «Потому, что это мой кабинет». Обычно метафора проходит и делает свое дело, у клиента возникает инсайт или что-то вроде того. Возвращаемся, работаем дальше.
При этом не надо думать, что я только табличкой ответственность клиенту ставлю. Это целый комплекс мероприятий, в том числе психотехнологических (один из моих любимых паттернов в этом арсенале — это работа с ожиданиями, на эту тему выйдет статья в третьем вестнике, а еще на эту тему есть вебинар «Что такое ожидания и как с ними работать»). Табличка — это что-то вроде нажатия клавиши Enter в конце уже написанной программы, запуска всех нужных процессов понимания, интеграции и т.д.
Это то, о чем я хотел сказать касательно ответственности на сегодня. Тема просит продолжения. Например, интересно рассказать, как мы любим брать на себя чужую ответственность и себя этим ограничивать. Не менее интересно рассмотреть, как принципы принятия ответственности работают в целеполагании (заметка на эту тему уже написана здесь) при создании запроса. И много чего еще. Одним словом, к этой теме мы еще вернемся.
Представьте образы этих людей где-то в комнате, и от каждого по очереди верните свою ответственность себе. Она может выглядеть при этом как энергия, некие символы или что-то еще. Если захочется им взамен отдавать что-то принадлежащее им — не стесняйтесь.
Вернув себе привилегию отвечать за свою жизнь, быть ее автором и хозяином, никому ничего не доказывая, ничьих ожиданий не оправдывая, поразмышляйте, а что теперь может измениться? Как если бы вы знали? Что теперь захочется делать по-другому? Как поменяются ценности и приоритеты? Тут много о чем стоит поразмышлять и многое пересмотреть.
Уже это простое упражнение поможет вам почувствовать себя гораздо лучше, хотя и, возможно, весьма волнительно. Ответственность — она такая.
Удачи!
С уважением,
Антон Ковалевский
Возможно, вам будет интересно:
- Про ответственность… Или уже нет О написании заметок, а также об инсайте, который неожиданно наступил...
- Ассертивная ли вы личность? Термин «Ассертивность» происходит от английского глагола to assert (настаивать на своем). По сути — это способность эффективно взаимодействовать с кем...
- Цели, которые не стоит брать в работу Здравствуйте! В этой заметке хочу пройтись по целям, которые лично я не стал бы принимать в индивидуальной работе, на вебинаре,...
- Манипулятивные отношения. Треугольник Карпмана На проведенной в среду супервизии я особое внимание уделил такой распространенной ошибке психотерапевтов, как попадание в манипулятивные отношения. Когда мы...
- Первый день года С наступившим! Сегодня 1 января 2012, первый день Года Дракона. Каким будет этот год? Это вопрос на миллион долларов, потому...