Здравствуйте!

Как я писал в предыдущей заметке, ответственность — тема важная и обширная. Так или иначе, желая того или нет, мы будем возвращаться к ней, обсуждая самые разные вещи, потому что качественная психотерапия и ответственность в разных ее проявлениях идут рука об руку.

В этой конкретной заметке мы, так сказать, прикоснемся к этому понятию.

Только начиная осваивать профессию, я задавался вопросом — какой процент ответственности за изменения клиента лежит на психотерапевте? Или точнее вопрос звучал так — какой оптимальный процент ответственности стоит на себя брать?

Сегодня я понимаю, что правильный ответ: ноль процентов. Не потому, что психотерапевт — хитрый жук, а потому, что это в принципе не его ответственность.

От психотерапевта требуется что? Обеспечить качественный процесс психотерапии. А именно: способствовать созданию условий для конструктивного диалога клиента со своим бессознательным, помочь определить ему целевые отношения последующей работы (от чего к чему он идет), перевести это в корректный для работы запрос (что-то вроде технического задания для бессознательного), своевременно и уместно выполнять с клиентом психотехнологии ИНП по намеченной стратегии, обеспечивая обратную связь, задавая правильные вопросы, попутно обучая клиента основам работы с собой, давая домашние задания и другое.

Все перечисленное не равняется изменениям. Это помощь в изменениях, и за качество этой помощи психотерапевт несет стопроцентную ответственность. А вот за сами изменения — ноль процентов. Боже упаси взять себе хотя бы немного — это будет самая большая подстава для клиента, которую можно придумать.


Давайте смоделируем ситуацию и проведем мысленный эксперимент. Представьте, что вы обучаетесь вождению, и сейчас находитесь в учебной машине. Вы за рулем, рядом инструктор. Понаблюдайте за своими ощущениями, чувствами, мыслями. Есть? Теперь пусть он выйдет из машины. Снова понаблюдайте. Если у вас возник страх, отодвиньте его в сторону и посмотрите, что там за страхом? Что появляется, когда вы остаетесь в машине одни?

Вместе со страхом (а точнее за страхом) появляется некий кайф (если вы реально хотите научиться водить машину и это вам в принципе нравится).

Природа этого кайфа весьма прозрачна. Когда в машине находится инструктор, ответственность за происходящее распределяется между вами. Он чуть чего и на педаль нажмет, и вырулит, а если не успеет, сам будет отвечать. Он же и говорит вам что и как делать, он решает, куда вы сейчас поедете, определяет степень вашей свободы в принятии решений.

Кто отвечает — у того и контрольный пакет акций контроля над ситуацией, принятия решений и распоряжения доступными ресурсами. Кто отвечает — тот и хозяин.

Когда инструктор из машины выходит, вы на некоторое время становитесь хозяином и это доставляет вам широкий спектр разных чувств и ощущений, в том числе и некий страх. Интересная смесь. Как холодный душ, возбуждает, вдохновляет и бодрит.

Когда вы в машине одни — качество обучения резко повышается. Поэтому в некоторых современных автошколах практикуют нахождение обучаемого в машине одного, а инструктор ему по рации дает обратную связь и помогает. Тогда вся ответственность на начинающем водителе, и такое обучение дает великолепные результаты.

При получении ответственности за что-либо, к человеку идут власть над происходящим и прочие «пряники», а в довесок ко всему этому — страх.

Те, кто умеют договориться с этим страхом, перевести его в конструктивное русло в виде приятного волнения или во что-то другое подходящее, получают от ответственности удовольствие и становятся хозяевами происходящего. Для них ответственность — это привилегия.

Те, кто за страхом ничего не видят (да и не смотрят туда особо), не способны получить от ответственности никаких преимуществ, она их ограничивает. Для них ответственность — бремя.

Возвращаемся к психотерапии. Изменение жизни — это весьма и весьма масштабное действо. Оно рождает огромную ответственность и, понятное дело, ощутимый страх перед неизвестностью.

Здесь у каждого человека появляется выбор, куда смотреть — на страх, или на те великолепные, ни с чем не сравнимые ресурсы, которые открываются за ним. Среди них состояние обладания собственной жизнью, чувство хозяина, автора и творца всего, что в жизни человека происходит — и это далеко не полный список.

Бессознательно, руководствуясь метапрограммой ОТ, или другими внутренними ограничениями, человек может зацикливаться на страхе. Его заботливые психологические защиты в этом случае будут стремиться избавиться от бремени ответственности, куда-нибудь ее сбагрить, делегировав изменение своей жизни ну, допустим, психотерапевту. Мысль изящна в своей простоте: А чего он тут сидит, для красоты что ли? Он же деньги от меня получает, вот пусть и отрабатывает.

Все так. Только автоинструктор — не ваш личный водитель. Он не возить вас должен, а создавать условия для вашего обучения (в идеале — свалив из машины, подарив вам ответственность). Но обучаетесь вы сами… ну или не обучаетесь.

В ответственность инструктора не входит, будете вы учиться или нет. В его ответственность также не входит, как вы там будете водить без него — нормально ездить по городу, по двору круги нарезать или вообще машину в гараж поставите и будете любоваться на нее по выходным, пыль протирать. Водить машину предстоит вам, как и жизнь свою жить — тоже вам.

Как я уже сказал, самое неприятное, что может сделать вам психотерапевт, это пойти на поводу у ваших психологических защит и взять на себя часть вашей ответственности за изменения (а значит за саму жизнь). Тогда вы сразу перестанете быть хозяином происходящего, а значит и хозяином своей жизни. Начнется игра в психотерапию, появится созависимость с психотерапевтом (а куда вы теперь без него?) и начнет происходить многое другое, что будет снижать качество вашей работы.

Когда психотерапевт дает сто процентов ответственности за изменения клиенту, он дарит ему удивительно приятную и принципиально важную привилегию самому жить свою жизнь, самому в ней разбрираться и создавать. Клиент может отмахиваться, пугаться, пытаться возвращать ответственность обратно, но психотерапевту здесь стоит проявить твердость и терпение. А еще лучше взять и объяснить, что происходит.

Я для этих целей использую табличку, которая висит на стене в кабинете, где я веду прием. Табличка гласит: «Ответственный за противопожарное состояние помещения: Ковалевский А.В. При пожаре звонить 101».

table

Подвожу клиента к табличке и спрашиваю: «Как Вы считаете, почему здесь моя фамилия?» После паузы добавляю: «Потому, что это мой кабинет». Обычно метафора проходит и делает свое дело, у клиента возникает инсайт или что-то вроде того. Возвращаемся, работаем дальше.

Признаться, кабинет не полностью мой, мы его делим с моим уважаемым коллегой Дмитрием Шифриным, но для метафоры это ненужная информация и пояснять ее, руководствуясь мотивами точности или какими-либо другими было бы нецелесообразно.


При этом не надо думать, что я только табличкой ответственность клиенту ставлю. Это целый комплекс мероприятий, в том числе психотехнологических (один из моих любимых паттернов в этом арсенале — это работа с ожиданиями, на эту тему выйдет статья в третьем вестнике, а еще на эту тему есть вебинар «Что такое ожидания и как с ними работать»). Табличка — это что-то вроде нажатия клавиши Enter в конце уже написанной программы, запуска всех нужных процессов понимания, интеграции и т.д.

Это то, о чем я хотел сказать касательно ответственности на сегодня. Тема просит продолжения. Например, интересно рассказать, как мы любим брать на себя чужую ответственность и себя этим ограничивать. Не менее интересно рассмотреть, как принципы принятия ответственности работают в целеполагании (заметка на эту тему уже написана здесь) при создании запроса. И много чего еще. Одним словом, к этой теме мы еще вернемся.

А пока вы можете спросить себя — на сколько процентов ваша ответственность за жизнь у вас? Если не 100%, а меньше, спросите опять же у себя — а каким людям вы эту ответственность раздали, и кто ее у вас сам забрал (так любят делать родители).

Представьте образы этих людей где-то в комнате, и от каждого по очереди верните свою ответственность себе. Она может выглядеть при этом как энергия, некие символы или что-то еще. Если захочется им взамен отдавать что-то принадлежащее им — не стесняйтесь.

Вернув себе привилегию отвечать за свою жизнь, быть ее автором и хозяином, никому ничего не доказывая, ничьих ожиданий не оправдывая, поразмышляйте, а что теперь может измениться? Как если бы вы знали? Что теперь захочется делать по-другому? Как поменяются ценности и приоритеты? Тут много о чем стоит поразмышлять и многое пересмотреть.

Уже это простое упражнение поможет вам почувствовать себя гораздо лучше, хотя и, возможно, весьма волнительно. Ответственность — она такая.

Удачи!

С уважением,
Антон Ковалевский


Возможно, вам будет интересно:

  1. Про ответственность… Или уже нет О написании заметок, а также об инсайте, который неожиданно наступил...
  2. Ассертивная ли вы личность? Термин «Ассертивность» происходит от английского глагола to assert (настаивать на своем). По сути — это способность эффективно взаимодействовать с кем...
  3. Цели, которые не стоит брать в работу Здравствуйте! В этой заметке хочу пройтись по целям, которые лично я не стал бы принимать в индивидуальной работе, на вебинаре,...
  4. Манипулятивные отношения. Треугольник Карпмана На проведенной в среду супервизии я особое внимание уделил такой распространенной ошибке психотерапевтов, как попадание в манипулятивные отношения. Когда мы...
  5. Первый день года С наступившим! Сегодня 1 января 2012, первый день Года Дракона. Каким будет этот год? Это вопрос на миллион долларов, потому...

Posted by Антон Ковалевский

Главный специалист Института инновационных психотехнологий