liespurposes
Здравствуйте!

В этой заметке хочу пройтись по целям, которые лично я не стал бы принимать в индивидуальной работе, на вебинаре, на Забеге, или где-нибудь еще. Цели эти встречаются часто и достаточно типичны. Формулировки не рассматриваю, смотрим по смыслу, чего человек хочет достичь.

Перечислим.
1. Цели «Выиграть в лотерею» или «Получать деньги на Форексе».
2. Цель «Чтобы Сергей (Михаил, Алексей и т.д.) — он, и только он, меня полюбил и мы поженились» (и зеркальный вариант для мужчин).
3. Обрести просветление.

Почему я такой злой, отказываюсь от работы в обретении клиентом таких замечательных благ? А все потому, что эти цели в большинстве случаев являются завуалированным отказом от решения своих реальных проблем и уходом в негативную адаптацию.

Пройдемся по каждой из этих целей.
1) Выигрыш в лотерею и получение денег на Форексе (который в сознании большинства людей благодаря умелой пропаганде ассоциируется с большими и быстрыми деньгами). Какая проблема стоит за таким запросом? Проблема с деньгами, умением их получать, распоряжаться, тратить. Если смотреть глубже — плохая коммуникация с энергией денег, отсутствие раппорта, наличие ограничений и негативной адаптации через их (денег) отсутствие, созависимость с деньгами. Решает ли цель выигрыша в лотерею или получения денег на Форексе эти проблемы? Не решает. Пропустит ли бессознательное такую цель? Не пропустит. Зачем тогда тратить свое время и время клиента? Незачем…

2) «Заказ» на конкретного мужчину/женщину, чтобы выйти за них замуж (жениться) или, для начала, создать счастливые отношения. На самом деле цель такую ставить можно, при условии экологичной адаптации клиента (в том числе, адаптации через любовь к себе) и его благополучной социализации в области любви и секса. Но такие люди редко сталкиваются с проблемой, что их не любят / не хотят. В большинстве своем такой запрос связан опять таки с неэкологичной адаптацией, включающей в себя низкую самооценку, страх одиночества, созависимость, закрытость от любви и прочее. Оставляя такую цель, психотерапевт рискует направлять клиента в сторону укоренения невроза. А если такая цель таки начнет выступать в качестве позитивного аттрактора (движущей силы развития), будет принята бессознательным и запустит нужные изменения, то клиента ждет сюрприз. Когда он изменится, человек, к которому он пылал, станет ему неинтересен. Почему так происходит? Этот объект любви был выбран клиентом-невротиком. «Новому» клиенту, который любит и ценит себя, которому есть из чего выбирать, этот «вариант» уже не нужен. Зато, он (клиент) становится внезапно нужен этому «варианту». Получается на выходе какая-то ерунда, приходится теперь уже клиенту избавляться от навязчивого внимания и ухаживания, а это зачем? Незачем…

3) Обретение просветления. В своей статье «Об интегральном нейропрограммировании» С.В. Ковалев подробно пишет про стадии человеческой жизни и важность их последовательного прохождения. Если человек, застряв на первом (адаптация), или даже втором уровне (социализация) желает просветления (четвертый уровень), во всех случаях это — нежелание и неготовность решать текущие проблемы, куда обычно входит отказ от ответственности, непринятие собственной взрослости и многое другое. Тому, кто свои проблемы решил (или успешно решает), просветление пока еще не нужно — ему и так хорошо… много чего интересного и неопробованного есть в этой жизни, прежде, чем слиться с миром, жить в постоянном «здесь и теперь» и потерять интерес ко всему социальному. А вот тем, кто не решив проблем, жаждет просветления, такую цель в проработку давать категорически не стоит.

Коварство этих целей в том, что они достаточно часто как бы проходят стандарты критериев оформленности, которые как раз и применяются для отсеивания ненужных намерений. Психотерапевт в ряде случаев видит иллюзорность прохождения этих целей, но клиент не видит, и донести это до него достаточно сложно. Работает феномен убежденности, описанный Абрахамом Маслоу в следующей истории (из книги С.В. Ковалева «Возвращение к здоровью»).

Жил-был пациент, который был твердо уверен, что он труп. Все попытки психотерапевта переубедить это-го «живого мертвеца» неизбежно заканчивались крахом, и тогда он решился на крайнее средство.

Во время очередного сеанса он спросил своего пациента:

— Могут ли трупы кровоточить?

— Что вы, доктор, — снисходительно-покровительственно ответил пациент. — Вроде взрослый и умный человек, а не знаете такой простой вещи. Конечно, трупы не могут кровоточить!

И тогда психотерапевт достал припрятанный скальпель и быстро полоснул им по руке пациента. Полилась кровь, на которую воззрились оба присутствующих—один с недоумением, а второй с торжеством и надеждой (я думаю, вы догадались, кто).

— Так что вы теперь скажете? — первым не выдержал паузы психотерапевт.

— Да, доктор, — ответствовал пациент. — Теперь я вижу, что вы правы, а я не прав… Трупы могут кровоточить!

Также и здесь, если психотерапевт захочет убедить клиента не брать такую цель, его, вероятнее всего, ждет «поворот не туда» — уход в непродуктивную дискуссию, которая в большинстве случае будет сопровождаться переносами и контр-переносами, а закончится появлением созависимости с клиентом. К чему такие сложности? Гораздо продуктивнее обобщить цель, убрав из нее ограничивающий элемент, объяснив клиенту, что это экологичнее.

1) Например, вместо лотереи или форекса, можно предложить умение получать желаемое количество денег комфортным и экологичным способом. Если внезапно для клиента это окажется лотерея или Форекс — так тому и быть. Если нет — цель все равно достигнута, клиент счастлив.
2) Вместо конкретного мужчины вы можете принять формулировку «подходящий мужчина» (отдельно расписав соответствующие его качества). Если внезапно этим подходящим по факту воплощения цели окажется желанный объект — так тому и быть. Но, повторюсь, обычно это кто-то другой, гораздо интереснее.
3) Вместо просветления предложите, например, выстроить комфортные отношения с самим собой, другими и этой реальностью, начать ее принимать и получать от нее блага. Уметь брать на себя ответственность, получать удовольствие от собственной взрослости. И другое… более детально поможет сформировать цель консалтинг, который откроет все обманки клиента и, точно так же, определит и поможет запустить его истинную мотивацию к экологичным и счастливым изменениям.

Если же клиент будет настаивать на сохранении ограничивающего смысла, то можете такого клиента смело отпускать — он не готов решать свои проблемы.

Желаю удачи!

С уважением,
Антон Ковалевский

Возможно, вам будет интересно:

  1. Вносим ясность. Почему мы прописываем цель через способность Заметка о том, какую лучше выбирать формулировку цели для клиента в разных случаях...
  2. Вносим ясность. Про объяснения Формирование у клиентов целостной картины и понимания собственных изменений. Введение...
  3. Любите Путешествовать? Начните С Цели И Качественной Визуализации Здравствуйте! Вы любите путешествовать? Посетив другие страны хотя бы однажды, вы, скорее всего, захотите делать это снова. Другая культура, другая...
  4. Ответы на вопросы. Май 2018 Очередная запись открытой онлайн-супервизии «Ответы на вопросы. Май 2018». Ссылка на презентацию в комментарии к видео. Рассматриваются вопросы: — Что...
  5. А вот теперь про ответственность Почему важно, чтобы ответственность за изменения была на клиенте...

Posted by Антон Ковалевский