В предыдущей заметке я кратенько описал важность создания целостной картины и внесения для клиента ясности в том, как наша с ним работа в методе интегрального нейропрограммирования С.В. Ковалева обеспечивает желаемые им изменения.
Это делается для того, чтобы клиент сам ориентировался в психотехнологиях и методологии ИНП, в кодировках и принципах взаимодействия с собственным бессознательным, в основах своего развития по всем направлениям, стадиям и уровням своей жизни. Все это, в свою очередь, делается для того, чтобы он сформировал для себя культуру и обычай применения этих знаний и умений в своей повседневной жизни для ее последовательного улучшения, развития своей экзистенции, самоосуществления и другого ценного, полезного и счастливого.
В сегодняшней заметке я расскажу, как я объясняю клиентам про направления работы — первый квадрант матрицы ИНП, она же сводная таблица интегрального нейропрограммирования (см. статью С.В. Ковалева «Об интегральном нейропрограммированиии»).
Важная характерная черта объяснения — это не теоретические просвещение клиента, а вполне практичный инструмент работы, некая психосемантическая основа, на которую затем будут ложиться многие другие эпизоды последующих этапов модуля.
Еще раз напомню, что я делюсь моим личным опытом, связанным с моим восприятием, стилем ведения клиентов и другими параметрами. Все это ну совсем не призвано стать эталоном или даже шаблоном, а призвано продемонстрировать лишь одну из рабочих моделей и вариантов объяснения клиенту ключевых, на мой взгляд, моментов работы.
Зачем вообще прояснять клиенту направления работы? Это будет становиться понятно по мере чтения вами этой заметки, а потом я еще в конце подведу итог.
Как проходит объяснение. Беру лист А4 формата. Рисую на нем квадрат, делю его на четыре квадранта, подписываю их так: симптом, причина, предпосылка, урок. Получается вот что-то такое.
Дальше, время от времени показывая на этот лист, рассказываю историю про некоего мужчину, который приходит к психотерапевту с жалобой на хроническую головную боль.
В этой истории хроническая головная боль — это то, что человек осознает, как проблему. Он думает, что это и есть то, с чем им с психотерапевтом предстоит работать. Нам же важно понимать: все то, что человек осознает, по определению не является реальной проблемой, это всего лишь лежащий на поверхности симптом, некое отражение настоящей проблемы, сигнал о ней. Настоящая проблема обычно не осознается человеком, она находится глубже и старательно прикрывается психологическими защитами и другими механизмами бессознательного.
Что мы упустим, если остановимся на этом этапе? Мы не выявили и не отработали причину, по которой эта хроническая головная боль у нашего вымышленного клиента появилась. А вот если мы пойдем глубже, используя психотехнологии и модели соответствующего уровня, то вполне можем обнаружить, что головная боль не возникла на ровном месте. В нашей истории она возникла вследствие беспросветного трудоголизма, из-за которого, как выяснится, у клиента серьезный перекос по другим областям жизни — ни любви, ни семьи, ни друзей. Бессознательное, чтобы намекнуть клиенту, что он не совсем прав, включило ему симптом. Ну, чтобы он догадался и начал что-то со своей жизнью делать. С головной болью особо не поигнорируешь внутреннюю правду.
Следующее направление — работа с предпосылкой происходящего. Это то, из-за чего возникла причина, которая привела к появлению симптома. В большинстве случаев предпосылка относится к детству клиента, или даже к его внутриутробному развитию, или раньше, уходя по линии рода или даже восходя к прошлым его воплощениям (я полагаю, читатели этой статьи знакомы с ИНП и не падают сейчас в обморок от ложной мистификации).
Работая с предпосылкой мы выходим на самые базовые способы адаптации клиента: на формирование его метакарт и метапрограмм, на его сценарное обуславливание и другие процессы и механизмы, которые потом незаметно, но неотвратимо формируют жизнь этого человека и его активность (или реактивность) в этой жизни.
Работая по ПАРКУРу в нашем примере мы можем выяснить, что предпосылкой к имеющейся причине (трудоголизму) у клиента является его недолюбленность в детстве. Он изначально посчитал, что не достоин любви (убеждение), недополучил любви от мамы, что закрепилось в ситуации, где его оставили одного, а он звал, а к нему никто не пришел (критический инцидент) и принял решение заслуживать эту любовь во что бы то ни стало, доказывая, что он достоин любви (решение).
Конечно же, это все происходит бессознательно и обрастает рационализацией и другими защитами. Этот мужчина легко объяснит, почему он трудоголик — он сейчас на гребне профессиональной реализации, это приносит ему деньги, статус и т.д. и т.п. Он не признается ни нам, ни даже самому себе, что трудоголизм — это просто один из способов заслужить, доказать маме, что он достоин любви.
С помощью ПАРКУРа мы это выявим и проработаем минут за 20-30. Клиент окажется достоин любви и даже начнет привлекать ее в свою жизнь; он выстроит гармоничные и теплые отношения с мамой, получая от нее (а впоследствии и от других женщин) столько любви, сколько захочет; вместо критического инцидента произойдет что-то ресурсное и он примет решение жить и радоваться любви, которую дает и получает в этой жизни.
Это будет весьма эффективная работа, которая даст клиенту долгожданное глубинное удовлетворение и спокойствие, будет способствовать естественному и гармоничному преображению его жизни. О всяких там головных болях он, скорее всего, даже не вспомнит — это в буквальном смысле было не с ним, он-то теперь обновлен сразу по нескольким направлениям. Это будет ощутимо преображать его жизнь одновременно по всем областям, хотя запрос был связан только с областью работы.
Казалось бы, на этом месте можно остановиться. Но не случайно в интегральном нейропрограммировании огромное внимание уделяется смыслу, или уроку, который кроется за всей этой историей. Это и есть четвертый квадрант, до которого мы доводим клиента, дожимая происходящее «до щелчка», чтобы все встало на свои места, закрепилось в устойчивом (хотя и динамическом) положении и включилось в развитие. Урок — это то, для чего человеку нужны были все эти сложности в детстве, трудоголизмы и хронические головные боли в уже зрелом возрасте. Урок — это то, чему клиенту пора научиться, что ему пора понять, когда он решит эту загадку.
В нашем примере урок мужчины — понять, что он никому не должен доказывать свою «достойность» быть любимым и заслуживать любовь. Он любим уже по факту своего рождения, его любят Бог, Мир, Вселенная, Мама и в нем самом вполне достаточно любви, чтобы воплощать ее в своей жизни. Даже не так, достаточно — не совсем то слово. В нем — бесконечное изобилие любви.
Вот это и есть урок. Клиент получит его в символическом виде, пропустит через все кодировки, раскрыв психосемантику и получив в нужном месте в личном пространстве. Это и есть полная отработка по всем направлениям.
Как я резюмирую это длиннющее (аж 5-7 минут занимает!) объяснение для клиента? Пройдусь тезисно. Человек — это система, и для ее полноценного изменения мы будем работать системно и комплексно. Каждая отдельно взятая проблема является частью этой системы и, как правило, она — не то, чем кажется на первый взгляд. За каждой проблемой стоят свои смыслы и уроки, которые при правильном их понимании становятся весьма мощными ресурсами развития для клиента.
Есть еще один интересный вывод — Мир (Бог, Высший Разум и другие термины) к нам благожелателен. Потому что даже проблемы «посылаются к нам» за тем, чтобы мы поняли и увидели, что есть некие невыученные уроки, которые пора выучить, за которыми стоят не менее мощные ресурсы, которые пора получить. Все это — чтобы сделать свою жизнь еще интереснее, благополучнее и полнее.
После этого с клиентом работать гораздо проще. Он уже не имеет роскоши и желания жаловаться. Он знает, что первым моим вопросом будет что-то вроде: что ценного и непонятого тобой стоит за этой ситуацией? Благодаря нашей последующей работе клиент сам в какой-то момент начинает задаваться этими, и подобными вопросами, рассказывая уже непосредственно про смыслы происходящих с ним событий. Со временем он начинает мыслить, чувствовать и действовать соответствующим образом уже вне кабинета, сам по себе, формируя привычку, а затем и те самые культуру и обычай. Правда, здорово?
После внесения ясности про направления, кстати, очень хорошо ложится объяснение логики последующей работы по генеральному модулю С.В. Ковалева в модели Общего замысла генерации (МОЗГ). В модуле мы начинаем с замысла и заканчиваем работать с пространством и массой — это вполне сочетается с тем, что мы заходим со смыслового уровня и заканчиваем инструментальным, дорабатывая симптомы после того, как уроки, предпосылки и причины уже проработаны.
Одно из преимуществ фрактальности интегрального нейропрограммирования заключается в том, что хорошо объясненный кусочек на одном этапе работы помогает нам пользоваться этим пониманием у клиента на других этапах. Клиент становится уже «в теме», что меняет его восприятие, создавая условия для более успешного создания готовности, вырабатывая конструктивное и даже генеративное отношение к сопротивлениям и создает тем самым много других «вкусных пряников» для обоих — самого клиента и его счастливого психотерапевта.
Я буду и впредь вести эту ветку заметок, где буду делиться своими подходами к объяснению клиентам различных аспектов нашей с ним работы. Если у вас появились вопросы по объяснению направлений работы, у нас работает специальный раздел: Вопросы и ответы.
Желаю всем удачи!
С уважением,
Антон Ковалевский
Возможно, вам будет интересно:
- Вносим ясность. Про объяснения Формирование у клиентов целостной картины и понимания собственных изменений. Введение...
- Вносим ясность. Почему мы прописываем цель через способность Заметка о том, какую лучше выбирать формулировку цели для клиента в разных случаях...
- Лао Цзы о любви. Цитата Долг без любви не радует. Истина без любви делает человека критичным. Воспитание без любви порождает противоречия. Порядок без любви делает...
- Цели, которые не стоит брать в работу Здравствуйте! В этой заметке хочу пройтись по целям, которые лично я не стал бы принимать в индивидуальной работе, на вебинаре,...
- Методология работы с созависимостью Разбираем комплексный подход к снятию созависимости на разных уровнях...