Это моя статья из первого Вестника ИНП «Психотерапия человеческой жизнедеятельности. О концепции и методах интегрального нейропрограммирования. Теория. Практика. Жизнь».

Скачать вестник целиком Вы можете здесь.

Отец со своим сыном и ослом в полуденную жару путешествовал по пыльным переулкам города. Отец сидел верхом на осле, а сын вел его за уздечку.

— Бедный мальчик, — сказал прохожий, — его маленькие ножки едва поспевают за ослом. Как ты можешь лениво восседать на осле, когда видишь, что мальчишка совсем выбился из сил?

Отец принял его слова близко к сердцу. Когда они завернули за угол, он слез с осла и велел сыну сесть на него. Очень скоро повстречался им другой человек. Громким голосом он сказал:

— Как не стыдно! Малый сидит верхом на осле, как султан, а его бедный старый отец бежит следом.

Мальчик очень огорчился от этих слов и попросил отца сесть на осла позади него.

— Люди добрые, видали вы что-либо подобное? — заголосила женщина под чадрой. – Так мучить животное! У бедного осла уже провисла спина, а старый и молодой бездельники восседают на нем, будто он диван, бедное существо!

Не говоря ни слова отец и сын, посрамленные, слезли с осла. Едва они сделали несколько шагов, как встретившийся им человек стал насмехаться над ними:

— Чего это ваш осел ничего не делает, не приносит никакой пользы и даже не везет кого-нибудь из вас на себе? Отец сунул ослу полную пригоршню соломы и положил руку на плечо сына.

— Что бы мы ни делали, — сказал он, — обязательно найдется кто-то, кто с нами будет не согласен. Я думаю, мы сами должны решать, что нам делать..

“Мы сами должны решать, что нам делать” – слова, которые отлично передают суть самодостаточности и независимости от чего-либо внешнего. Обратите внимание на выводы многочисленных книг по описанию личных достижений, обычно именно «опора на самого себя» представляется как лучшая, самая эффективная модель стратегии достижения успеха в любой сфере. Такие качества, как самодостаточность, ответственность и независимость, составляющие суть опоры на самого себя, к сожалению, встречается крайне редко даже у взрослых людей, которые зачастую бессознательно делают выбор по самым разным причинам в пользу зависимости. Одним это дано, многие это понимают, некоторые к этому стремятся, делая первый шаг  на пути к освобождению от созависимости…

Но как «кораблю, который не знает куда плыть, ни один ветер не будет попутным», так и пройти по этому пути не зная специальных психотехнологий практически невозможно (или ну очень сложно, кому как повезет). Именно поэтому темой данной статьи являются алгоритмы и технологии интегрального нейропрограммирования (ИНП), используемые для психотерапевтической работы с людьми, вставшими на путь своего внутреннего освобождения… На путь ОТ созависимости К самодостаточности… (пару слов про ОТ и К)

Для начала небольшой экскурс в понятие «созависимость»…

Формирование личности человека, как любят говорить психологи, довольно сложный и многосторонний процесс, который предполагает решение ряда задач развития. Одной из ключевых таких задач является формирование личностной автономии – то есть появление у человека самодостаточности, опоры на самого себя. Когда он знает и понимает, что у него есть все необходимое для того, чтобы решать проблемы, ставить и достигать цели, социализироваться, вступать во взаимоотношениями людьми и другое. Но как известно сначала родители учат детей ходить и говорить, потом сидеть и молчать… Потому и  формирование личностной автономии (как задача развития) решается до обидного редко, и человек в подавляющем большинстве случаев становится созависимым. У него возникает иллюзия, что у него самого недостаточно ресурсов для жизни, и он вынужден искать где-то их вовне, в ком-то другом…

Приведу в качестве примера такой вариант развития событий…

Человек не научился получать сам от себя заботу и внимание. Даже став взрослым, у него сохраняется ощущение, что он нуждается в них извне, стремясь получать это от других людей. Это вынуждает его концентрироваться на других людях и внешних объектах, как на потенциальных источниках недостающего ресурса, в данном случае – заботы и внимания.

К чему это приводит? Окружающие люди перестают восприниматься просто как люди, они теперь – источник недостающего ресурса. Если они ведут себя «правильно», то есть дают человеку заботу и внимание, то все хорошо. Если же они вдруг начинают вести себя «неправильно, то есть человек в какой-то момент не чувствует, что о нем заботятся, происходит кризис отношений – путем ссор, манипуляций, или других действий, человек бессознательно пытается вернуть свой внешний источник ресурсов в «правильное» положение.

Что можно сказать о качестве такой коммуникации? Конечно же, ни о какой гармонии, раппорте и комфорте в отношениях здесь не может быть и речи. В созависимых отношениях партнер рассматривается сугубо в утилитарном аспекте, и пока он ведет себя в соответствии с ожиданиями, поддерживается «мир». Впрочем, даже в этом случае качество отношений крайне низко. Почему?

Во-первых, даже когда человек получает нужный ему ресурс от другого человека, он остается внутренне напряжен, так как не контролирует источник желаемого. А это значит, в любой момент получение заветных заботы и внимания могут быть утрачены. Безусловно, само наличие такой вероятности оставляет свой отпечаток – по-настоящему расслабиться созависимый человек не может.

Во-вторых, весьма несладко приходится и другому человеку, который в этой ситуации выступает своеобразным донором ресурса. Он загнан в жесткие рамки ожиданий, где «шаг влево, шаг вправо – расстрел, прыжок на месте – попытка к бунту». Он не может проявить себя никак вне ожиданий своего партнера. Это копит напряжение и неудовлетворенность, которые весьма часто заканчиваются болезненным разрывом отношений.

В-третьих, самое парадоксальное, созависимый человек ничего от другого человека не получает. Это – иллюзия. В Интегральном нейропрограммировании есть прекрасный принцип «Изнутри-наружу» – все, что формируется вовне, должно быть сначала сформировано внутри. Если у человека нет внутри соответствующего ресурса, он просто неспособен получить его извне. Если же ему кажется, что он получает что-либо извне, значит он это уже имеет у себя внутри, а внешние псевдо-источники выступают простыми триггерами, которые пробуждают соответствующие психические реакции человека.

Какой из всего этого может быть вывод? Каждый человек, подобно Гулливеру, попавшему в страну лилипутов, буквально связан по рукам и ногам, проводя в этом положении значительную часть своей жизни (если не всю жизнь), забыв о своем истинном мощном потенциале, который доступен ему в любой момент времени – просто нужно принять решение порвать все удерживающие его нити и встать на ноги.

Созависимости – это огромная проблема, которая характерна для 98% взрослого населения, и которая ощутимо снижает качество жизни, качество отношений, делает невозможным расслабленность и получение подлинного удовольствия и удовлетворения.

«Как возникает созависимость?- спросите вы. Отвечу — все дело в том, что созависимость – это, прежде всего, форма адаптации (приспособления), который формируется в раннем детстве. Если ребенок не научился получать ресурсы от себя самого, от своего бессознательного, появляется адаптация, направленная на получение ресурсов извне. Когда говорят о значении самого понятия адаптации для бессознательного, подразумевают способ выживания – ни больше, ни меньше.

Для нашего бессознательного созависимость – это способ выжить в мире дефицита. К сожалению, именно такая «дефицитная» карта реальности формируется у большинства людей с самого детства.Это происходит потому, что большинство родителей бессознательно же формируют у ребенка неэкологичное восприятие мира, как чего-то враждебного, а также ограничивают его в проявлении инициативы и других важных действиях, которые играют важную роль в развитии личности.

Все это делается на фоне трансляции бессознательному ребенка своих негативных убеждений и созависимостей, что просто не позволяет бессознательному ребенка успешно справиться с задачей обретения автономии и самодостаточности. Можно сказать, что те, кому это удалось – счастливчики! Им невероятно повезло.

К сожалению, большинству из людей все же не повезло, и у них имеет место быть созависимость. Вы тоже можете себя «проверить», тестируя на наличие типичных признаков этого неэкологичного способа адаптации:

▪ ощущение своей зависимости от людей;
▪ ощущение пребывания в ловушке унижающих и контролирующих взаимоотношений;
▪ низкая самооценка;
▪ потребность в постоянном одобрении и поддержке со стороны других,
▪ чтобы чувствовать, что все идет хорошо;
▪ ощущение своего бессилия что-либо изменить в деструктивных отношениях;
▪ потребность в алкоголе, пище, работе, сексе или в каких-либо других внешних стимуляторах для отвлечения от своих переживаний;
▪ неопределенность психических границ;
▪ ощущение себя в роли жертвы, мученика;
▪ ощущение себя в роли шута;
▪ неспособность испытывать чувство истинной близости и любви.

Что с этим можно сделать? До недавнего времени проблема созависимости считалась практически нерешаемой – для достижения какого-либо эффекта предлагались длительные и сложные действия, которые давали весьма скромные результаты, ослабляя созависимость, но не предлагая нового способа адаптации, основанного на самодостаточности и внутренней свободе.
Решение проблемы стало возможным в рамках  Интегрального нейропрограммирования  (ИНП).  В  частности методология ИНП   предлагает комплексный, системный подход, для получения быстрого и долгосрочного результата —  освобождения клиента от созависимости.

Подход основывается на следующих принципах:

  1. Работа начинается с определения метацели.

Проработка созависимости начинается с формирования метацели клиента, а именно, того, к чему он стремится вне контекста работы с созависимостью (достижению чего конкретно мешает наличествующая созависимость). Например: создание отношений, получений денег, работы, обретение здоровья и т.д. Дальнейшая работа ведется в контексте достижения человеком этой метацели. Таким образом – освобождение от созависимости не является самоцелью, это одно из условий экологичного и конструктивного достижения метацели клиента (его желаемого состояния).

  1. Созависимости могут быть созданы как с людьми (а также типами людей, например «мужчины» или «женщины»), так и с предметами, объектами, явлениями.

В частности, часто встречаются созависимости с интернетом, социальными сетями, погодой, алкоголем и табаком, сладкой или жирной едой, общением, вниманием, болезнью, симптомами и др.

Как показывает наш опыт, созависимость может быть создана даже с желаемым состоянием (метацелью) и пространством взаимодействий, в котором находится человек.

  1. Созависимость обслуживается спмостоятельными единицами сознания (СЕС) на всех уровнях их иерархии.

Созависимость создают и обслуживают СЕС на всех уровнях своей иерархии. В нашей работе мы будем рассматривать и прорабатывать идентичности и части.

  1. Созависимость содержит урок, который должен быть понят клиентом.

Проработка созависимости сопровождается определением и получением урока, что является завершающим этапом перехода из пространства созависимых взаимодействий в пространство свободных взаимодействий.

  1. Следует разделять два понятия: созависимостЬ (как способ адаптации) и созависимостИ (как частные случаи проявления этого способа адаптации).

Как уже говорилось выше, созависимость – это возникающий в детстве неэкологичный способ адаптации к жизни, обусловленный незавершенностью важных задач развития. Ее наличие в данном случае является основой для создания бессознательным человека созависимостей, которые являются лишь частным проявлением этого ограничивающего способа адаптации.

Таким образом, если снята частная созависимость с конкретным человеком (или объектом), без проработки созависимости (в общем), как способа адаптации в детстве, то с большой долей вероятности эта частность будет возобновлена в скором времени с этим же, или другим объектом (или человеком).

Эффективное и долгосрочное освобождение от созависимости предполагает работу на двух уровнях – с созависимостью, как причиной. И созависимостями, как частным проявлением этой причины.

  1. Созависимость – понятие системное и предполагает системную проработку.

В методологии ИНП работа с созависимостью ведется на трех обобщающих нейрологических уровнях: инструментальном, интенциональном и смысловом.

В процессе психотерапевтической работы при этом используются следующие модели:

  • социальная панорама (СП) (для создания двух пространств – созависимого и свободного – взаимодействий, а также с осуществлением перехода из одного в другое);
  • моделирование структуры созависимых отношений, негативной динамики достижения метацели – в «старом» пространстве; конструктивных взаимоотношений, позитивную динамику достижения метацели – в «новом» пространстве;
  • обобщенная линия жизни (ОЛЖ) (используется для проработки причины получения созависимости в детстве).

Описываемый комплексный подход включает  формулирование соответствующих целевых отношений для разных нейрологических уровней (НЛУ) психики человека, которое можно описать следующим образом:

Инструментальному уровню соответствует позитивная динамика клиента от проявлений (симптомов) созависимости к их позитивной, экологичной альтернативе.

Как человек узнает, что у него созависимость, по каким симптомам, признакам и критериям? Что изменится, когда он освободится от созависимости. Что он увидит, услышит, почувствует, поймет и др.

Интенциональному уровню соответствует позитивная динамика системы взаимодействий – от созависимых отношений с людьми и объектами к свободным и конструктивным взаимодействиям.

Здесь речь идет об упомянутых выше созависимостях, как частном проявлении способа адаптации человека к жизни, возникшем в детстве. Важно выявление всей имеющейся системы созависимостей в динамике достижения клиентом его желаемого состояния, метацели. Проработка созавимостей на этом уровне предполагает создание новой системы взаимоотношений с переводом человека в новое пространство взаимоотношений (переход в социальной панораме из пространства выживания, созависимости в пространство жизни, конструктивного, свободного взаимодействия).

Смысловому уровню соответствует проработка причины принятия созависимости, как способа адаптации и осознанное получение урока.

Клиент находит на ОЛЖ момент принятия созависимости в детстве и прорабатывает при помощи специальных психотерапевтических интервенций. Также здесь интегрируется урок созависимости.

В завершение описания основных положений подхода к устранению созависимости (как общей, так и частных) осталось только представить пошаговое описания алгоритма работы  и основные психотехнологии (ИНП), входящие в его состав. В данной статье представлен паттерн (шаблон, образец) психотерапетической работы, включающий в себя следующую последовательность шагов:

  1. Выявление созависимости, ее проявлений. Создание инструментального запроса.

Определяется содержание инструментального нейрологического уровня работы. На данном этапе констатируется наличие созависимости, выявляются и фиксируются ее конкретные проявления. Формируется запрос – что изменится, когда созависимость будет снята.

  1. Формулирование желаемого состояния (метацели).

Клиент формулирует желаемое состояние – метацель. То, достижению чего мешает наличие созависимости. Метацель может основываться на одной из пяти сфер Звезды Благополучия С.В Ковалева (здоровье, любовь и секс, деньги, работа, взаимоотношения), либо сочетать их. Это то, к чему человек идет вне контекста работы с созависимостью. То, для достижения чего прорабатывается созависимость.

  1. Создание структуры в социальной панораме, моделирующей систему созависимых отношений с людьми и объектами; негативную динамику достижения метацели.

Определяется содержание интенционального нейрологического уровня работы. Клиент делит социальную панораму на два пространства: созависимого взаимодействия и свободного взаимодействия (пространство выживания и пространство жизни). В социальной панораме в пространстве созависимости клиент определяет позиции людей и объектов, с которыми созданы созависимости. Здесь же создается репрезентация метацели.

В большинстве случаев мы наблюдаем неэкологичную, ограничивающую структуру и динамику достижения цели: в частности, элемент «метацель» находится далеко от человека, путь к этому элементу закрывается или блокируется другими элементами структуры.

  1. Формирование целевых отношений – создание во втором пространстве новой структуры (своеобразной матрицы для перехода), моделирующей новое пространство свободного и конструктивного взаимодействия, а также отражающей новую, позитивную динамику достижения метацели.

В социальной панораме «свободного» пространства клиент определяет структуру конструктивных взаимодействий – своебразная матрица, которая будет наполняться информацией и энергией при переводе сюда элементов из созависимого пространства. В данном случае речь идет о создании целевых отношений между двумя пространствами. Каждый из элементов, с которым создана созависимость, получает субличностную характеристику (не просто «жена», а «непонимающая жена»; не просто «деньги», а «деньги, которых не хватает», не просто «мужчины», а «мужчины, которые обманывают»).

В новой матрице элементы получают новую субличностную характеристику – «понимающая и поддерживающая жена», «деньги, которые сами приходят», «надежные и честные мужчины». Здесь же создается репрезентация «Я» и новая репрезентация метацели (с ней клиент тоже будет снимать созависимость).

  1. Проверка на экологию.

Новая структура проверяется клиентом на экологию диссоциированно и ассоциированно. Он отслеживает различия на инструментальном уровне ­– изменение собственных состояний, мыслей, ощущений и т.д. соответствие запросу; и на интенциональном уровне – изменение структуры созависимости в социальной панораме, новая, позитивная динамика достижения метацели, где новые элементы помогают, а не мешают или блокируют движение к ней клиента.

  1. Последовательная проработка созависимостей с каждым из людей/объектов с переводом каждого из них в новое пространство взаимодействия.

Когда проверка на экологию дала позитивные результаты, клиент возвращается в «зависимое» пространство и последовательно прорабатывает созависимости с каждым из людей/объектов. Приведем краткую последовательность работы по этому шагу.

  • Выбор объекта структуры созависимости для начала работы. Получение кинестетического доступа к созависимости. Оценка интенсивности созависимости по шкале 0-10. Визуальная репрезентация созависимости, как чего-то, что связывает клиента с этим объектом.
  • Создание рядом с клиентом образа его идеального «Я». Создание рядом с объектом образа его новой ипостаси из нового «свободного» пространства (каким станет объект, когда будет переведен в  пространство свободных, конструктивных взаимодействий).
  • Извлечение из клиента визуальной репрезентации связи и переключение ее на «продвинутый объект». Последовательное получение ресурсов объектом от продвинутого объекта, которое заканчивается объединением образов и переносом нового, усиленного образа в пространство «свободы» на свое место согласно созданной ранее матрице.
  • Создание ресурсной связи между продвинутым «Я» клиента и клиентом. Формирование клиентом списка ресурсов, которые он хотел получать от объекта созависимости, получение всех этих ресурсов через визуальную и кинестетическую репрезентацию от своего продвинутого «Я».
  • Последовательная проработка всех связей со всеми объектами. Если этот паттерн выполняется в групповом режиме, или работа ограничена по времени, может быть дана установка: «…и когда ваше Бессознательное обучилось принципу освобождения от созданных созависимостей, позвольте ему самому последовательно перевести все элементы вашего взаимодействия в новое пространство, получая ресурсы, которые вы хотели получать, когда ваши части создавали созависимости с этими людьми и объектами…»
  • Снятие созависимости в том числе и с метацелью – при этом клиенту объясняется, что даже от метацели можно зависеть, что не будет являться конструктивным, эффективным и экологичным способом ее достижения. Также, на усмотрение психотерапевта, может быть определена точка созависимости с пространством созависимостей, после чего делаются описанные выше шаги отсоединения и переключения – в данном случае продвинутым образом точки зависимости может быть точка ресурсности в новом пространстве (или другие варианты, на усмотрение психотерапевта).
  • Психотерапевт убеждается, что созависимости проработаны со всеми элементами, и клиент готов двигаться дальше.
  1. Создание области перехода в рамках созданных целевых отношений.

В социальной панораме создается область перехода между «зависимым» и «свободным» пространством (пространством выживания и пространством жизни). Для этого подойдет любой символический мотив соответствующего предназначения. Нами использовался «мост» со «стражем моста», который не пускает клиента в новое пространство, пока тот не придет в полное соответствие с этим пространством. Для этого клиенту  предстоит изменить свои СЕС, проработать вторичные выгоды создания созависимостей и пребывания в пространстве зависимости, а также решить ключевую задачу – проработать причину принятия в детстве созависимости, как способа адаптации к жизни. Конечным шагом принятия и отпускания старого пространства (и открытие новому пространству) будет определение и интеграция урока.

Созданию внутреннего соответствия клиента новому пространству (что, на наш взгляд, является главным условием достижения стабильного, долгосрочного результата освобождения от созависимости) посвящены следующие три шага.

  1. Проработка созависимой идентичности и соответствующих частей.

Клиент выходит на кинестетическую и визуальную репрезентацию созависимых идентичностей в виде соответствующих образов в социальной панораме (по нашему опыту получается от одной до трех, разных возрастов).

Далее дается установка: «…на информационном уровне работы (в созданной матрице свободного пространства), вы уже освободились от созависимости и проработали свои идентичности… попросите ваше бессознательное перенести из свободного пространства свободные идентичности, для проработки зависимых идентичностей».

На каждую зависимую идентичность создается свободная идентичность, после чего они объединяются с усилением свободных идентичностей. После чего рекомендуется объединение всех идентичностей в одну.

Следующий шаг – позволить свободной идентичности найти и преобразовать под себя и свои намерения все зависимые части, которые курировали, создавали и охраняли созависимости с людьми и объектами. Преобразование идентичностью частей можно наблюдать как вовне (если психотерапевт располагает временем), так и внутри (на уровне кинестетики).

Работа на данном этапе заканчивается пристройкой к будущему и объединением клиента с новой идентичностью и преобразовавшимися частями.

  1. Проработка вторичных выгод.

На этом этапе важно выявление и проработка вторичных выгод нахождения клиента в пространстве зависимости. Это может быть уход от ответственности, привычка, страх перемен и многие другие основания. Вторичные выгоды прорабатываются через работу с соответствующими СЕС, которые остались после предыдущего этапа. Психотерапевт может работать любым удобным ему способом, например, через сущностную трансформацию. Результатом этой работы будет единогласное желание СЕС перейти в новое пространство Жизни и готовность помогать в этом клиенту.

Одним из вариантов работы при ограниченном количестве времени или при групповой работе может быть создание кинотеатра для частей, где они увидят образ клиента и свой новый образ в будущем, что будут свидетельствовать об их неосуществленных сомнениях и опасениях, о позитивности изменений, улучшении качества жизни их и их хозяина – клиента, и т.д. В завершение достаточно разрешить им преобразиться и объединиться в команду перехода в новое пространство, адаптации и развитии в нем.

  1. Проработка причин созависимости на ОЛЖ, символическая интеграция урока.

Следующим этапом идет работа на смысловом уровне, а именно, проработка причин создания созависимости и ее принятия в качестве способа адаптации к жизни. Для этого создается ОЛЖ (рекомендуется вне созданной социальной панорамы) и может быть использован паттерн С.В. Ковалева «Устранение ментального вируса», либо же, при сжатых сроках или групповой работе, ресурсирование клиента до принятия созависимости с двумя проходами по линии жизни (диссоциированным и ассоциированным) и принятием нового способа адаптации. После этого клиент возвращается в социальную панораму, и находит место получения урока созависимого этапа жизни (каким он жил до сегодняшнего дня). Урок интегрируется в символическом виде и свидетельствуем об окончательной готовности клиента перейти в новое пространство от выживания к Жизни.

  1. Осуществление перехода в новое пространство.

Клиент подходит к мосту, интересуется у Стража, соответствует ли он новому пространству, готов ли Страж его пропустить. В большинстве случаев, Страж соглашается и пропускает, и клиент переходит в новую позицию «Я».

Если Стража все еще что-либо не устраивает, может быть рекомендована работа в режиме Волшебного магазина, где Страж при помощи Хилера освобождает клиента от остатков страхов и внутренних препятствий, наделяя его ресурсами и готовностью к переходу.

  1. Проверка на экологию, проверка результатов, запуск в будущее, пристройка к будущему, завершение работы.

Перейдя в новое пространство, клиент проверяет качество ощущений в новом пространстве, качество структуры взаимодействий, качество достижения метацели, соотнося их с запросом и своим новым видением, пониманием. Используя диссоциацию и ассоциацию, клиент может дополнительно реорганизовать структуру созависимости, добавив или убрав отдельно взятые элементы. Результат проверяется ассоциированно на элементе «Я» и через пристройку к будущему. Когда клиент будет удовлетворен, он встает на точку «Я», оценивает свой образ в метацели, «запускает» себя в будущее (говоря громко «Поехали!»).

Работа заканчивается, клиент возвращается в «здесь и сейчас» и, не думая, отвечает: что изменится уже сегодня, что изменится завтра, что изменится через неделю и через месяц. Психотерапевт убеждается в экологичности изменений и завершает работу.

Теперь несколько слов о формах работы с клиентами по устранению созависимости. Так проработка созависимости в описанном системном подходе может осуществляться как индивидуально (очно и по скайпу), так и в режиме групповой работы – очно и онлайн, на вебинарах через интернет.

Приведу в качестве примера очную, групповую работу по данной теме.

Так 8 ноября 2013 года нами была проведена очная супервизия, где аудитория численностью 40 человек проделала данный паттерн под руководством психотерапевта Института Инновационных Психотехнологий С.В. Ковалева.

Структура мероприятия была выстроена следующим образом: первые 30 минут ведущий описывал теоретические основания работы с созависимостями, уровни работы и практическую сторону. Далее из аудитории был вызван один из слушателей для индивидуальной демонстрации, которая заняла 30 минут. Был проведен краткий шеринг, после которого оставшееся время аудитория работала в групповом режиме на листах, подготовленных в раздаточном материале. Каждый шаг сопровождался вопросами и уточнениям, на которые психотерапевт последовательно отвечал, затем работа продолжалась.

Все слушатели супервизии отметили серьезные внутренние изменения, появление легкости, «простоты», «необоснованной» радости. После мероприятия поступали многочисленные отзывы, констатирующие изменения в реальной жизни.

Подводя итоги сказанному, мы отметим высокий уровень эффективности подхода к освобождению созависимости, основанного на Интегральном нейропрограммировании С.В. Ковалева. Можно рекомендовать  этот подход для психотерапевтов, психологов, социальных работников и представителей других специальностей, работающих с благополучием людей и повышением качества их жизни.

Работа с созависимостью в Интегральном нейропрограммировании дает великолепные результаты в индивидуальной работе, особенно в контексте работы по психотерапевтическому Модулю С.В. Ковалева.

Так ко мне обратилась клиентка, у которой было сразу несколько серьезных созависимостей с мамой и со своим молодым человеком. Это существенно осложняло ей жизнь, что проявлялось в низкой самооценке, постоянной напряженности, боязни принимать решения. При том, что девушке уже 28 лет, она вынуждена каждое действие согласовывать с молодым человеком и мамой.  А любое недовольство ею, любое неодобрение ее поведения со стороны этих людей, воспринималось ею с паническими состояниями, которые сопровождались острыми психосоматическими реакциями.

С клиенткой был выполнен описанный в статье паттерн работы, в ходе чего была выявлена целая система созависимостей, включая созависимость от общественного мнения, от одобрения и другие ранее неосознаваемые элементы структуры созависимости. Любопытно отметить, что клиентка признала и алкогольную зависимость (пивную), которая также была отмечена в ее социальной панораме.

Было сформировано пространство гармоничных отношений, где она выступала системообразующим фактором, самодостаточной личностью, которая самостоятельно принимала решения. В этом пространстве клиентка получила возможность самой выбирать, как будет организовываться ее социальная панорама и специфика отношений с самой собой, людьми, миром.

Процесс проработки сопровождался интересным моментом – ресурсы, которые клиентка получала через созависимые связи, были весьма неоднозначны. Например, ресурс «внимание» представал как грязно-желтый цвет, ресурс «одобрение» предстал, как черно-оранжевое сочетание цветов.

Как выяснилось в ходе работы, такой способ подачи ресурса был выбран бессознательным клиентки для обозначения того, что ресурсы имеют как негативный, так и позитивный аспекты. Например, то же внимание разделялось на привлечение внимания для самоутверждения, и внимание, как свидетельство желанности и любви. Одобрение разделялось на внешнюю референцию (негативный аспект), и на ресурсное состояние, включающее в себя позитивную обратную связь.

Технически этот момент решался приемом из Интегрального программирования, получившего название «фильтр». Клиентом репрезентировался в виде образа своеобразный фильтр, который разделял (расщеплял) каждый ресурс на две составляющие: негативную и позитивную (грязный и желтый, черный и оранжевый и так далее). В негативную репрезентацию ресурса клиент отдавал все негативное в себе, используя этот образ для освобождения и очищения своего бессознательного. После чего из позитивной репрезентации ресурса клиент получал все необходимое, как бы напоминая своему бессознательному, что этот ресурс есть изначально в нем самом.

Остальная работа велась строго по указанному алгоритму. В частности, выяснилось, что созависимость с молодым человеком – это отражение более ранней созависимости с отцом, которая не завершилась формированием автономии и сохранилась до сегодняшнего дня. Созависимость с мамой была образована еще в младенчестве, и также не завершилась обретением самодостаточности. Клиентке был создан новый способ адаптации, отработаны вторичные выгоды, проработаны созависимые идентичности, субличности, части. После чего был совершен символический переход в новое пространство свободных взаимодействий.

Оказавшись в этом пространстве, клиентка приняла решение вывести за пределы своей социальной панораме маму с молодым человеком, оставив неодушевленные ресурсные элементы, включая спорт, прогулки, созерцание природой. Также были добавлены типы людей: «дружелюбные люди», «успешные люди оптимисты» и другие. По всем проверкам на экологию и пристройкам к будущему такой вариант показался клиентке наиболее уместным.

Любопытным оказался эффект с желаемым состоянием – после снятия созависимости с целью, клиентка расслабилась и начала получать удовольствие от процесса достижения цели, воспринимая все текущие сложности и неудачи, как нормальные процессы и просто как задачи, которые требуют решения.

Спустя месяц девушка сняла комнату, и съехала от мамы. Их отношения существенно улучшились, исчезли постоянные «контрольные» звонки от мамы. Девушка часто приезжает к ней в гости для того, чтобы пообщаться, рассказать о своих планах и делах, что до этого было практически невозможно, так как сопровождалось критикой со стороны мамы.

Самый серьезный эффект был получен во взаимоотношениях с молодым человеком, девушка почувствовала что она как будто стала субъектом этих отношений, почувствовала, что она тоже может их формировать и высказывать свои желания. Что было удивительно по началу для самой клиентки, что ее мнение, желания беспрекословно учитывались молодым человеком, он стал ей чаще дарить подарки, исчезла напряженность. По нашему мнению, все это стало реальным благодаря тому, что она дала себе и ему свободу выражения, убрав рамки, в которые были заключены эти проекции, и проекции окружающих ее людей, мира.

На сегодняшний день клиентка кардинально изменилась – она расслаблена, отмечает за собой уверенность в себе, любовь к себе, высочайшую самооценку. У нее счастливые взаимоотношения с молодым человеком, душевное, теплое, комфортное общение с мамой (которое в большинстве случаев случается по ее желанию).

Если вам могло показаться, что описанный в статье алгоритм большой и сложный, отмечу, что работа с клиенткой заняла 2 сеанса по 2 терапевтических часа…

Эти, и другие результаты, полученные в ходе работы с клиентами в индивидуальном и групповом режиме позволяют сделать вывод, что Интегральное нейропрограммирование является эффективным и краткосрочным решением проблемы созависимости во всех ее проявлениях, у разных клиентов, в самых разных ситуациях.

Практический аспект и демонстрация описываемых в статье принципов и паттерна работы приведены в вебинаре «Работа с созависимостями в ИНП» (цикл «Усиление себя»)

Литература

  1. Ковалев С.В. Мы родом из Страшного Детства или как стать хозяином своего прошлого, настоящего и будущего / С.В. Ковалев. ­– «Animedia Company», 2014
  2. Ковалев С.В. Нейротрансформинг. Команда нашего «Я»/ С.В. Ковалев. ­– «Твои книги», 2011
  3. Ковалев С.В. Как жить, чтобы жить, или Основы экзистенциального нейропрограммирования / С.В. Ковалев. ­– «Твои книги», 2013


Возможно, вам будет интересно:

  1. О созависимостях Здравствуйте! Сегодня поговорим о созависимостях. Это явление встречается довольно часто и способно ощутимо снижать качество жизни во всех сферах —...
  2. Цели, которые не стоит брать в работу Здравствуйте! В этой заметке хочу пройтись по целям, которые лично я не стал бы принимать в индивидуальной работе, на вебинаре,...
  3. Вносим ясность. Про объяснения Формирование у клиентов целостной картины и понимания собственных изменений. Введение...
  4. Вносим ясность. Объяснение направлений работы Как я рассказываю клиентам про цепочку "симптом-причина-предпосылка-урок"...
  5. Значения цветов при работе с Бессознательным Здравствуйте! В далеком ноябре 2011 года на сайте Благополучник была опубликована таблица значений цветов при работе с Бессознательным. Заметка пользовалась...

Posted by Антон Ковалевский

Главный специалист Института инновационных психотехнологий