Давайте поговорим про обобщенный личностный конфликт – что это такое, как устроен, когда и зачем с ним следует работать.
Наверное, вы слышали притчу про двух волков. Перескажу ее коротко. Старый индеец рассказывает внуку, что внутри каждого человека борются два волка. Темный волк олицетворяет все плохое и злое в человеке, а светлый – все хорошее и доброе. Внук спрашивает деда: «Какой же волк побеждает»? На что индеец отвечает: «Побеждает тот, которого ты кормишь».
Обычно эту притчу трактуют в контексте некоего жизненного выбора – каким человеком быть, хорошим или плохим? Кормить светлого волка – это значит, стремиться быть хорошим человеком, взращивать соответствующие качества, делать добрые дела. Мне нравится эта трактовка, она простая и милая, как сказка на ночь. Но есть и другие трактовки.
Например, притчу про волков мы можем рассмотреть в контексте юнговской тени. По Юнгу тень – это присущая человеку «темная» сторона личности; все то, что человек по каким-то причинам в себе отвергает.
Если мы посмотрим на притчу под этим углом, то борьба между волками начинает олицетворять неразрешенное внутреннее противоречие человека между «светлыми» и «темными» сторонами его личности, где первые человеком принимаются, а вторые, теневые – отвергаются и подавляются.
Вот это вот внутреннее противоречие между принимаемым и отвергаемым теневым внутри человека – и есть в нашем понимании обобщенный личностный конфликт, с которым мы сейчас учимся работать.
Давайте продолжим разбираться в этой теме на примере замечательной притчи про двух волков.
Итак, человек очень любит своего светлого «хорошего» волка, которого он кормит, гладит, вычесывает и всем демонстрирует. Светлый волк – предмет гордости человека, хотя он ест за двоих, лоснится от жира и уже дошел до такого состояния, что больше похож на пухлую собачку в бантиках, чем на грозного красивого хищника, каким его задумала природа.
Темного «теневого» волка человек терпеть не может. Он загнал его в психологическое подполье и делает вид, что этой уродливой зверюги не существует. Вечно голодный, костлявый темный волк в поисках пищи устраивает небольшие рейды на поверхность, наводит там шороху, но его быстренько пинками загоняют обратно в его подполье, где он прячется до следующей дерзкой вылазки за пищей.
Напомню, что под волками мы подразумеваем принимаемые и отвергаемые человеком собственные личностные качества. В роли светлого волка может быть, например, великодушие, а в роли темного волка – зависть.
Однако, поскольку мы говорим об обобщенном конфликте, то для работы мы берем не какое-то одно качество, а целый набор качеств, составляющих актуальное внутреннее противоречие человека. Таким образом, в нашем примере светлый волк – это средоточие всего принимаемого, а темный – всего отвергаемого и подавляемого в человеке.
Давайте подумаем вот о чем. По условиям сюжета притчи волки должны бороться друг с другом. Зачем и за что им вступать в схватку? За еду? Нет. У светлого волка ее полно, он не станет поднимать свой толстый светлый зад по такому поводу; он знает – сколько еды темный волк у него ни отобрал бы, человек сверху насыплет с горкой. Темный волк, соответственно, тоже не станет нападать на светлого – незачем; ему нужна еда, он просто быстренько возьмет свое и уйдет. Им нечего делить. Чего же они тогда должны бороться?
А я вам скажу. Инициатором борьбы выступает светлый волк. Пока никто не видит, он сдирает с себя разноцветные бантики, покидает свое шелковую лежанку и спускается в подполье к темному волку. Там он всячески его задирает, обзывает гнусными словами, корчит рожи и провоцирует на борьбу. Если ему удается получить заветное внимание темного волка, начинается схватка – они катаются по земле, грызут друг друга, вырывают клоки шерсти… После чего светлый волк, похрамывающий и поскуливающий, но довольный, возвращается на поверхность и ждет следующей возможности спуститься к своему темному собрату для очередной битвы.
Зачем же он это делает? Продолжим нашу беседу в следующей заметке.
Возможно, вам будет интересно:
- Про двух волков. Старая притча. Когда-то давно старик открыл своему внуку одну жизненную истину: — В каждом человеке идёт борьба, очень похожая на борьбу двух...
- О двух видах долженствования. Ч.1. Дурное долженствование Ты можешь, ибо ты должен Фридрих Шиллер В продолжение темы принятия решений поговорим о долженствовании, а именно о двух его...
- О двух женах. Что-то вроде притчи Встречаются два друга. Один говорит: — Моя жена такая неопрятная и неаккуратная! Я ей все время об этом говорю, но...
- Притчи. В чем их польза и какие они бывают Как вы заметили, наряду с тематическими статьями, психотехнологиями и цитатами, я довольно часто публикую на Благополучнике притчи. В словаре притча...
- «Диалектическое позволение». Психотехнология работы с долженствованием Итак, в предыдущих заметках(1) мы обозначили отличия дурного и истинного долженствований. Вспомним основные тезисы. Дурное долженствование («Я должен…»): — затрудняет...