Здравствуйте! Давненько я не писал что-нибудь повествовательное. Без уклона в психотерапию, а просто так, поделиться историей, опытом и наблюдениями. Последние такие заметки были про котов (про эпическое приключение кота Себастьяна в мрачном заточении за стеной у соседки и про появление на его территории кота Пирожка).

Сейчас, спустя несколько лет, снова появилось желание рассказать историю. Связано это с моим недавним (апрель-май 2017) яхтенным походом по Хорватии, в котором я выступал в качестве капитана или, по-международному – шкипера.

Рассказывать буду все то, что самому кажется интересным и важным – по моим житейским наблюдениям именно такие заметки находят отклик, а зачастую даже оказываются внезапно полезными для читателей.

Попутно расскажу про встреченных на этом пути людей, с которыми вам, возможно, было бы интересно познакомиться, если вас тоже интересует тема яхтинга. Один из них – Сергей Евченко, офицер ВМФ, руководитель яхтенной школы в Калининграде, мой учитель на протяжении всего процесса получения мною прав на управление парусной яхтой, ставший для меня одним из эталонов, задавший высочайшие стандарты знаний, умений и личностных качеств хорошего капитана.

Еще один человек – это Андрей Коляда, опытнейший шкипер, еще один мой учитель, уже, так сказать, полевой, щедро давший мне бесконечно много полезного и жизненно необходимого, поделившийся своим бесценным опытом, видением яхтинга и правильным капитанским мышлением. О них я подробнее еще расскажу. Есть и другие люди, о которых я буду упоминать по ходу повествования.

Итак, зачем мне понадобилось становиться шкипером, что это такое и как это происходило? По порядку.

Мое знакомство с яхтингом как способом путешествий состоялось несколько лет назад, благодаря моей с детства подруге, а впоследствии родственнице, Марии Радецкой, которая стала вдохновителем семейного яхтенного похода по Греческим островам. Поход продлился всего неделю, но этого хватило, чтобы в моей жизни стало одним увлечением больше.

Это очень интересное чувство, когда узнаешь нечто для себя новое и оно на каком-то интуитивном уровне сразу тебя покоряет. Появляется некое даже неверие и легкое опасение – а вдруг сейчас проявится какой-нибудь подвох, который поставит все на свои места? Сразу станет понятно, почему все слишком хорошо… Но, чем больше ты это открываешь, тем больше изумляешься – здесь нет никакого подвоха, это просто есть, прекрасное само по себе и доступное любому желающему. На смену удивлению приходит жадный интерес и желание открывать для себя новый мир, к которому ты прикоснулся. У меня, кстати, то же самое было с психотерапией.

До моего первого похода понятие «яхта» у меня ассоциировалось исключительно с капитаном Врунгелем, спортивными парусными регатами и чем-то элитарно-эксклюзивным (из серии «очень богатый человек купил себе яхту»). Другими словами, про яхтинг я не знал ничего.

В походе по Греции я понял, что яхтинг – это особая романтика и свои традиции, называемые между мореходами «Хорошая морская практика». Удивительно логичная, прагматичная, искренняя, прозрачная и очевидная система поведения на море, которая способна согреть любого, кто скучает по чему-то настоящему и живому, чего зачастую не хватает в бытовых человеческих взаимоотношениях и вообще в городской повседневности.

Я почувствовал, что яхтинг – это взаимовыручка, взаимная вежливость и особый кодекс общения. Я увидел, что каждый поход – это приключение и яркие события, что абсолютно закономерно при тесном и искреннем взаимодействии сразу с несколькими стихиями: водой, ветром и землей.

Особенно меня подкупила интеллектуальная нагрузка, которая ложится на капитана на протяжении всего похода. Сюда входит работа с командой, планирование маршрута, само по себе умелое управление яхтой… и все это сопровождается необходимостью принимать решения, зачастую неординарные и зачастую быстро. Сплошные свобода и творчество, помноженные на огромную ответственность, и еще помноженные на радость, здоровый кураж и постоянную новизну.

В одну единицу времени в твоем распоряжении множество переменных, из которых ты можешь создать произведение искусства, или же можешь все запороть. Это касается разных ситуаций, связанных как с хождением под парусом, так и, например, со швартовкой или постановкой на якорь в гавани. Играют свою роль местность, слаженность команды, сила и направление ветра, глубина, прогноз погоды, другие «участники движения» и еще множество всего, включая «неизбежные на море случайности».

Все это сопровождается действием незримых морских закономерностей, зачастую забавных. Из серии подойти в полный штиль к городу, и в тот самый момент, когда можно начинать готовиться к швартовке, начинает дуть сильный ветер, вносящий в данный процесс много интересного и волнующего :) как только ты пришвартовался и вытер пот со лба, ветер сразу затихает.

Или идешь себе полчаса и не встречаешь ни одной яхты, а в тот момент, когда нужно проходить под мостом ровно посередине (он так устроен, что по высоте мачта проходит только посередине), как раз в этот же момент появляется яхта, идущая встречным курсом, которая стремится пройти под этим же мостом в то же самое время, что и ты. И в таком духе. Стабильность действия этих как будто слегка издевательских явлений изумляет и почему-то заставляет улыбаться (вне моментов мандража и раздражения у начинающих шкиперов вроде меня).

Регионов для яхтинга хватит на многие годы – во-первых, чего стоит Европа (Франция, Греция, Испания, Италия, Норвегия, Швеция, Хорватия и другие), которая с моря совсем не похожа на Европу, которую я знаю по путешествиям на автомобиле. Особенно, когда речь идет об островах, которые вообще не похожи друг на друга даже в пределах одной страны. Во-вторых, есть еще Турция, Америка, Сейшелы, Тайланд, Австралия и т.д. А есть еще Кругосветка, о которой пока страшновато даже говорить, но от этого она не менее прекрасна. Одним словом, потенциал у яхтинга великолепный. Не говоря уже о том, что это вполне недорогой способ интересно провести время с приятными тебе людьми, попутно открывая для себя новые культуры, новую кухню, новые места, новые языки, новую человеческую самобытность.

Думаю, понятно, почему я захотел быть именно шкипером. Помимо удовольствия от творчества, ответственности и разнообразия, о которых я уже сказал, роль шкипера позволяет не присоединяться всякий раз к кому-то, кто уже наметил некий поход, а самому такие походы задумывать, планировать и воплощать, собирая под это команду.

Конечно, понадобилось время, чтобы уравновесить мой романтизм и добавить прагматики в восприятие яхтинга.

Например, для меня стало неожиданностью, что Тортуга, легендарный пиратский остров, о которых я читал в приключенческих романах, реально существует на карте. Это заинтриговало. Что я сделал в первую очередь? Конечно же, открыл Google Maps и начал его тщательно рассматривать. Там есть такая опция – показать фотографии с местности. Какая-то часть меня ожидала увидеть какие-нибудь таверны, парусные корабли, пальмы, людей в морской одежде и ручных обезьян. Ну, или что там обычно присутствует на островах, которые служат штаб-квартирами пиратов? А на Тортуге из гугла передо мной открылась фотография с лачугой на берегу, рядом припаркован мопед, сушится белье, какой-то мальчик играет с поросенком. Я сделал вывод, что пиратская штаб-кваритра, очевидно, хорошо скрыта от гугла… но поход на Тортугу я отложил на другие разы :) Начал рассматривать более стандартные варианты походов.

Романтизм я постепенно уравновесил, при этом привлекательность яхтинга от этого ни разу не убавилась, а только приобрела некоей взрослости, как будто став еще более качественной и живой. Регион для своих первых походов я выбрал, остановившись на Греции и Хорватии, для начала. Дело встало за малым – отучиться на шкипера, получить соответствующие корочки, взять яхту в чартер (что-то вроде аренды автомобиля, только со своей спецификой) и пойти в свой первый яхтенный поход. Ура!

Найти время для учебы оказалось не самым простым делом. Помимо индивидуальной работы с клиентами, значительное время и силы направлялись на проведение регулярных вебинаров и прочих психотерапевтических мероприятий. Шкиперская корочка, а вместе с ней и весь яхтинг, который за ней открывался, будучи важным, но не срочным делом, напоминали о себе время от времени, но раз за разом откладывались до более спокойного времени. Возможно, так продолжалось бы еще долго, но в дело вмешался случай.

Однажды зимой, беседуя с еще с одним моим хорошим другом, Валентиной Дуркиной, я совершенно случайно выяснил у нее, что в Калининграде, где она на тот момент жила, есть школа яхтинга, где готовят шкиперов. И, что еще любопытнее, она лично знакома с руководителем этой школы, и готова поделиться контактами. Для меня этого оказалось достаточным – к таким внезапным знакам отношусь очень серьезно и уже весной, предварительно созвонившись с Сергеем Евченко, я запланировал поездку в Калининград, чтобы пройти обучение в его школе.

Получение шкиперской корочки в Калининграде – это отдельная история, которая заслуживает отдельной заметки. Хочу рассказать о специфике самого обучения, которую можно смело отнести к «олдскульной» (old school – «старая школа»), хочу поделиться впечатлениями от города Балтийск и от живущих там людей, а также другими впечатлениями, наблюдениями и прочим, что лично мне показалось интересным и важным, существенным во всей этой истории моего шкиперства и прошедшего апрельско-майского похода по Хорватии. Все это – в следующей заметке. Продолжение следует :)

С уважением,
Антон Ковалевский

Возможно, вам будет интересно:

  1. Как сделать правильный выбор? Одна из повседневных задач, которую с различной периодичностью решает каждый современный человек — это задача выбора. Выбор бывает большой и...
  2. Молитва Матери Терезы Мать Тереза — это уже давно имя нарицательное. Для общего развития для тех кто не знает (я, например, не знал)...
  3. Вопросы и ответы. О модерации О возобновлении работы раздела "Вопросы и ответы", а также несколько слов о модерации, которая работает на сайте, и о том,...
  4. Возвращаясь к высказыванию Эйнштейна В одной из заметок я привел цитату Альберта Эйнштейна, посвященную достижению целей: Древние знали нечто, что мы, похоже, забыли. Все...
  5. Мой путь к профессиональной психотерапии Мой интерес к психологии проснулся в 9 классе общеобразовательной средней школы, резко пошатнув успеваемость по многим другим предметам, на которых...

Posted by Антон Ковалевский

Главный специалист Института инновационных психотехнологий