Продолжаем про яхтинг. Я решил не ограничивать «Благополучник» заметками про психотерапию и писать обо всем, что интересно лично мне и связано с благополучием. Яхтинг, как это несложно представить, вполне себе связан с благополучием :) на эту тему я писал в заметке «Открытие нового мира. Мое знакомство с яхтингом».
Первоначально я планировал продолжить тему в хронологическом порядке, а сейчас решил описывать впечатления и воспоминания в том порядке, в котором они сами хотят приходить. Оно так получается живее.
Путешествие на яхте — насыщенный процесс. Вернувшись недавно из ноябрьского греческого похода по Ионическим островам, мы всем экипажем отметили, что десять календарных дней по ощущениям растянулись примерно в полтора месяца, со всевозможными бонусами в виде переоценки ценностей, появлением разных важных наблюдений и, пожалуй, даже проживания отдельной небольшой жизни. Ноябрьский поход по Греции был мой первый полностью самостоятельный опыт в качестве шкипера (капитана). Опыт интересный и многообразный, поэтому некоторыми его моментами хочется делиться.
Так же самая обычная приемка яхты в чартерной компании для одних — обыденность, а для других — нечто новенькое. Или, например, планирование маршрута яхтенного перехода. Или расчет приливов и отливов. Рассказ о таких повседневных деталях — это окошко в другой мир, другой стиль и образ жизни. В эту самую минуту в разных местах нашего общего Земного шара люди этим занимаются на полном серьезе. Кто-то — профессионально, а кто-то на любительском уровне, «для себя». В своих заметках я буду придерживаться своего давнего принципа — пишу о том, что было бы интересно мне самому.
Бронирование яхты делается просто, на сегодняшний день это не сильно сложнее, чем аренда автомобиля. Сначала вы находите подходящую по датам, географии и характеристикам лодку, затем бронируете ее прямо через сайт чартерной компании (это те, кто сдают яхту в аренду). Можно общаться напрямую с чартерной компанией, а можно через посредника (я по рекомендации моего наставника по яхтингу Андрея Коляды обращался в московскую компанию FairySail — остался очень доволен).
Когда и если наличие лодки на эти даты и время подтверждены, получаете на почту счет и договор. Счет оплачивается сразу весь, либо несколькими частями. От вас по электронной почте запрашиваются сканы прав на управление яхтой и загранпаспорта. Незадолго до приемки также запрашивают Crew List — список экипажа. И все. Можно приезжать в назначенное время в порт, в офис чартерной компании и принимать яхту. При получении также попросят депозит, в среднем он равен 2000 евро. Его вернут после вашего возвращения и проверки лодки на целостность. В Греции еще робко спрашивают наличие в команде второго шкипера (как выяснилось, это требование страховых компаний), но даже если такового в команде нет (как это было у нас), не сильно по этому поводу переживают.
Принимать яхту с кем-то опытным рядом и принимать яхту самостоятельно, как я успел выяснить — очень разные вещи. Само собой разумеется, про этот процесс написано много книг и статей, есть видеопередачи и даже проводятся специальные тренинги. Конечно же, я все досконально изучил перед приемкой лодки в Греции. Но! Все равно, как пожалуй и везде, ключевым моментом является опыт. Тот я, который еще пару недель назад самостоятельно принимал лодку в Греции и второй я, который уже вернулся из этого похода — ощутимо разные люди. Этот обновленный Я в будущем будет принимать лодку уже совершенно иначе.
На яхте люди выходят в море, активно взаимодействуя сразу с тремя стихиями — ветром, водой и землей. Здесь нас ждут «неизбежные в море случайности» — разного рода события, зачастую от нас мало зависящие, которые могут оказаться мелочами, а могут обернуться вполне серьезными вещами. Это делает яхтинг таким ярким, насыщенным, романтичным и неизбежно приключенческим. Это же делает его весьма строгим, не терпящим халатного отношения и местами вполне даже потенциально опасным времяпровождением.
Небольшой пример такой случайности. Когда мы ходили по Хорватии, мы частенько вставали на якорь в разнообразных живописных бухтах. Чтобы сойти на берег использовался «Тузик» (по-английски его называют «Dinghy») — небольшая надувная лодка, которая входит в комплектацию любой чартерной яхты. Тузик обычно находится в носовой части лодки и спускается на воду с помощью свободной веревки. Благо, на чартерных лодках такая веревка имеется — идущая с верха мачты, она заводится на утку, либо прицепляется к какой-нибудь снасти стоячего такелажа. Веревка вроде как нигде не задействована, но в умелых руках может быть очень полезным инструментом. Об этом дальше. К слову, тузик можно спускать на воду и вручную, но он тяжеловат (по ощущениям килограмм тридцать), да и габариты не очень-то удобны для его передвигания.
Когда у шкипера возникает выбор между проявлением своего умения в знании снастей и ловким обращением с бегучим такелажем в первом варианте или наблюдением за двумя-тремя пыхтящими матросами, которые неуклюже мучают тузика во втором варианте… шкипер, конечно же, выбирает первое — он же ценит свой экипаж и хочет, чтобы всем было комфортно. Поэтому для спуска тузика на воду, как я сказал, может использоваться одна из веревок, заведенная через мачту и предварительно подведенная к лебедке. Таким образом, совершенно не напрягаясь, с этой задачей может справиться любой человек, даже ребенок. Привязать веревку к тузику, завести другой конец веревки на лебедку, закрепить. После чего путем кручения лебедки с помощью рукоятки сначала приподнять тузик, дать команду, чтобы его в подвешенном состоянии передвинули за леер и удерживали над водой, затем также грациозно и не торопясь отдать веревку, опустив лодочку на воду.
Когда тузик на воде, можно в него погрузиться всем экипажем (хотя кто-то предпочитает поставить вахту, дабы яхта не уплыла в неизвестном направлении в случае, если якорь начнет «ползти») и поехать на берег встречать закат, знакомиться с населением, исследовать местные таверны, рынки, древние постройки и прочее. Открывать для себя незнакомые берега, одним словом. Но это все лирика. Вернемся к случайности.
В один из таких моментов я, будучи шкипером в режиме обучения (со мной ходил старпомом Андрей Коляда, где меня везде страховал, подсказывал, направлял и прочее), сам отправился к лебедке, а тузик предложил привязать веревкой одному из членов экипажа. Не проинструктировав его о том, каким именно узлом стоит это сделать. А узлы в морском деле (как и в скалолазании, спелеологии и прочих местах, где особое внимание уделяется веревкам и узлам из них) — это очень серьезная вещь. В чем я и убедился спустя минуту, получив отличный урок. Использование неверного узла членом экипажа (а верного он просто не знал по причине непроинструктированности) привело к тому, что тузик от веревки отцепился и… А вот что, по-вашему, произошло дальше?
Мой неопытный взор устремился на тузик — типа, сейчас упадет на матроса, или улетит, отдав себя воле ветра. Между тем, к моему облегчению с тузиком не произошло ничего интересного, он спокойно лег обратно на палубу. Но. Смотреть надо было на веревку, ведь с ней это «интересное» и случилось. Когда ее отцепили от стоячего такелажа и привязали к тузику, она еще оставалась в натяжении. Когда же она развязалась, она обрела свободу и распорядилась ею в соответствии с законами физики. А именно, устремилась своим незакрепленным концом вверх, к верхушке мачты, проникла внутрь (мачта на современных чартерных лодках напоминает трубу, внутри которой проведены веревки) и загадочным завывающим звуком упала на палубу внутри мачты. Увлеченный судьбой тузика, я пропустил этот маневр веревки, услышав только звук, еще несколько секунд размышляя о его источнике, пока до меня не дошло.
В предпоследний день похода по Хорватии мы шли попутным ветром на переднем парусе, который называется стаксель. Шли исключительно на нем, потому как ветер был довольно сильный — около 20-25 узлов с порывами до 30. На одном из поворотов произошло неожиданное — порвался форштаг. Если по-научному, это снасть стоячего такелажа, расположенная в диаметральной плоскости судна и поддерживающая мачту. Если проще — это идущий от носа яхты к верхушке мачты металлический трос, который удерживает ее от падения назад, на сидящий за столиком в кокпите экипаж лодки и ее доблестного шкипера. Вот эта снасть решила лопнуть, и наша мачта повисла на парусе. Как мне потом рассказывали опытные яхтсмены, нам повезло идти попутным ветром — если ветер был бы встречный, мачта таки упала бы. Я тогда не понимал трагичности ситуации, оттого был относительно спокоен. Зато ситуацию прекрасно понимал мой яхтенный наставник Андрей Коляда, который с этим знанием проявил какую-то сверхъестественную выдержку и с полным внешним спокойствием помог привести яхту в таком хрупком состоянии в ближайший порт. Так вот, о чем это я?
Представьте мачту, которая держится тросом за нос лодки, и за счет этого держится прямо. Представьте, что трос порвался, в результате чего мачта потеряла «связь» с носом яхты и угрожает упасть. Что нужно делать в таких ситуациях? Брать ту самую «ненужную» веревку, которая тоже заведена через верх мачты и крепить ее к носовой утке, восстанавливая связь с носом и закрепляя мачту в стабильном положении. Это простое действие сводит практически к нулю вероятность падения мачты. Уходит на это действие секунд сорок. Не больше минуты и проблема, угрожающая лодке и экипажу устранена.
Возвращаясь к приемке лодки. Это самый первый шаг, знакомство с лодкой, где шкипер может эти случайности во многих местах максимально сократить, либо сделать их безобидными. Вот с этих позиций и стоит принимать лодку, смотреть туда, где может возникнуть проблема, даже чисто теоретически. Список проблем, конечно, приходит с опытом. Пока у шкипера, например, не вылетит предохранитель якорной лебедки, вряд ли он додумается при приемке попросить показать, где он находится и как его менять. Поэтому опытные моряки очень осторожные и внимательные люди — они по личному опыту знают, сколько всего может происходить в море. Есть к чему стремиться :)
Что касается греческого похода — там приемка нашей лодки по имени Haydn прошла вполне гладко. Обнаружилось, что один газовый баллон пустой, нам его сразу же заменили. И очень хорошо, ведь остаться без горячего чая и дымящейся солянки на обед в бухте с прекрасным видом — это плохая морская практика. Что там было еще… сдутый тузик (дело обычное, его легко можно надуть самостоятельно с помощью насоса), заедающая дверца шкафчика и пожалуй, все. Позже, заглянув в документы, я выяснил, что нам досталась лодка 2017 года, то есть совсем новая. Bavaria 37 Cruiser. Сравнивать мне пока особо не с чем, но лодка понравилась, кроме странно неудобной системы закрутки на гроте — большом парусе. Ну, про это мы еще отдельно напишем :)
Возможно, вам будет интересно:
- Как сделать правильный выбор? Одна из повседневных задач, которую с различной периодичностью решает каждый современный человек — это задача выбора. Выбор бывает большой и...
- Выход из любой проблемы Чтобы выйти из проблемы, достаточно перестать в ней «вариться» и принять решение действовать. Совершенно неважно, какого качества будет это решение....
- Мой путь к профессиональной психотерапии Мой интерес к психологии проснулся в 9 классе общеобразовательной средней школы, резко пошатнув успеваемость по многим другим предметам, на которых...
- Манипулятивные отношения. Треугольник Карпмана На проведенной в среду супервизии я особое внимание уделил такой распространенной ошибке психотерапевтов, как попадание в манипулятивные отношения. Когда мы...
- Раппорт с собой, другими, миром. Продолжение Здравствуйте! В прошлой заметке мы рассмотрели аспекты установления раппорта с другими. Кто уже попробовал рекомендованные мной техники метафорического раппорта, наверняка,...