Здравствуйте! Итак, переходим к практической части трактовки снов. Обойдемся без предисловий и перейдем сразу к делу. У каждого сна можно выделить сюжет, эмоциональную окраску, действующих лиц (персонажей), предметы и обстановку, а также непосредственные события. Важно понять, что каждая из этих составляющих играет свою роль в структуре сна и подлежит анализу.
Также следует отметить, что в большинстве случаев трактовка элементов осуществляется в их взаимодействии, то есть, например, чтение книги в библиотеке будет значить одно, а чтение книги в поле среди цветов — уже совершенно другое. При этом мы обращаем внимание как на книгу, ее внешний вид, цвет, толщину, толщину, переплет и прочее, так и на ее соотношение с другими элементами. А именно, свою роль будет играть то, как мы читаем эту книгу, что мы при этом чувствуем, в какой обстановке это происходит и как это вписывается в общий сюжет. Назовем это правилом системности.
Хочу сразу отметить — правила, которые я буду описывать в рамках этой заметки не являются научными терминами, результатами исследований или фрагментами каких-либо атворитетных источников. Это обобщенный результат закономерностей, которые стали продуктом моего личного опыта работы с собой и клиентами. Для получения научной картины рекомендую к прочтению упомянутых мной З. Фрейда, К.Г. Юнга, Х. Лейнера. Здесь же правила будут предлагаться исключительно для удобной подачи материала и использования на бытовом уровне трактовки снов, о котором я говорил в предыдущей заметке.
Следующее правило, которое важно принять во внимание — это правило включения в сон. Трактуя сон, мы в него снова включаемся, уже как в воспоминание.
При этом мы можем занимать позицию как себя, так и любого другого элемента сна — будь то предмет, персонаж, животное, или сторонний наблюдатель (взгляд со стороны). Это уже правило интерактивности. Мы можем занять абсолютно любую позицию, и дать оценку как сну в целом, так и любому его структурном элементу, включая нас самих, как сновидца. Можем оценить общую обстановку и выдать необходимые инструкции. Можем рассказать предысторию сна, и что будет дальше.
Здесь можно упомянуть еще одно правило — правило как если бы. Согласно ему мы притворяемся, что знаем ответы на все вопросы, связанные с содержанием сна. Если мы не помним, что было во сне, то мы действуем так, как если бы мы помнили, что было во сне. Все, что будет приходить в голову, будет являться продуктом вашего Бессознательного, которое, в отличие от вас, прекрасно помнит и знает о чем и для чего этот сон.
Из этого вытекает следующее правило — правило реконструкции сна. То есть, если исходить из того, что сон является продуктом вашего Бессознательного, то если даже вы забыли свой сон, то он подлежит реконструкции. Предположим, вы помните только, что там был самолет, на котором вы летели. Больше не помните ничего. Если вы притворитесь самолетом и ответите на вопрос: куда вы летите и откуда, то полученная информация будет достоверной реконструкцией вашего сна. Можно стать пилотом, можно стать диспетчером, который ждет прибытия самолета. Получить ответы с их позиций — ассоциированно, и посмотреть на них со стороны — диссоциированно (об этой модели более подробно см. заметку Используем возможности модели ADDA). Именно поэтому важно записывать даже сны, от которых вы помните только два-три слова — по ним вы сравнительно легко сможете восстановить всю картину.
В ходе работы необходимо придерживаться правила фиксации. Все то, что вы получаете в процессе диалога со своим Бессознательным, необходимо записывать. Всю структуру сна, о которой я писал выше. Все взаимоотношения между элементами. Предысторию сна, развитие сюжета — абсолютно все. В этом смысле работа с психотерапевтом является более привлекательной, т.к. он умеет задавать нужные вопросы и при этом фиксировать ваши ответы. При работе в автоформате вам приходится все время «выпадать» из повторного переживания своего сна, чтобы зафиксировать очередные данные.
И, пожалуй, последнее правило — правило наложения на реальность. На что в реальности похож тот или иной элемент, персонаж, ситуация, сюжет? Как если бы они кем-то были из вашей реальной жизни, то кем бы они были? В этот момент не рекомендуется подключать логику, язык Бессознательного — образы и символы, оно метафорично.
В конце диалога вы можете задать итоговый вопрос сами себе — что означал этот сон? Как если бы этот сон был фильмом, какой бы у него был жанр, начало, середина, концовка? Как если бы этот сон был уроком, чему бы он меня учил? Как если бы сон был посланием, то какой смысл оно бы в себе несло? Здесь нет рамок — все ограничивается исключительно вашей смелостью и фантазией.
Задавайте вопросы и отвечайте на них в режиме «как если бы вы знали». Все то, что будет приходить в голову, будет приходить не случайно — это там самая информация, которая закодирована в вашем сне.
К сожалению, не могу привести вам конкретный пример — объем не войдет в формат заметки. Вспоминайте сон, воссоздавайте его структуру, включайтесь в него, ассоциируясь с его элементами, диссоциируйтесь и давайте оценку с позиции наблюдателя, фиксируйте получаемые данные, соотносите эти данные с реальностью.
Хочу еще раз напомнить названные мной правила: правило системности, правило включения в сон, правило интерактивности, правило как если бы, правило фиксации и правило наложения на реальность. Еще раз обращаю ваше внимание — эти правила я привел исключительно для более удобного восприятия большого объема достаточно непростой информации в формате одной заметки.
После того, как вы всего несколько раз самостоятельно проанализируете свои сны, эти правила вам уже не понадобятся — вы уловите суть и сами сможете свободно выбирать подходы к тому, или иному сну, проявляя гибкость и творчество.
Трактовка снов — это интересный и захватывающий процесс, который при этом является источником очень ценной информации. Где вы еще найдете такое занятие, даже за большие деньги? Остается только удивляться, почему этим даром пренебрегает большинство из нас.
Использованные здесь подходы являются весьма поверхностным отражением работ З. Фрейда, К.Г. Юнга, Х. Лейнера, С.В. Ковалева, в частности его потрясающих по глубине семинаров «Конструктивный диалог с Бессознательным», а также «Использование образов и символов в Нейротрансформинге и психотерапии».
Желаю вам ярких, приятных и запоминающихся снов!
О, чуть не забыл. Нюанс, который важно понимать. Как я уже говорил, наше Бессознательное метафорично. И, соответственно, во сне в большинстве случаев все далеко не так, как кажется. Именно поэтому, если вы увидели во сне что-то страшное, неприятное или опасное, не спешите расстраиваться. Вполне возможно это просто ценная информация или даже что-то позитивное. Зачем гадать — теперь вы сами умеете «читать» послания своих снов, пользуйтесь этой привилегией!
Удачи!
Рекомендуются к прочтению заметки:
Самый лучший сонник
Работа со снами. Начало
Используем возможности модели ADDA
Возможно, вам будет интересно:
- Работа со снами. Начало Здравствуйте! В заметке Самый лучший сонник мы остановились на том, каким же именно образом осуществляется психологическая трактовка снов. Важно понимать,...
- Язык Бессознательного. Продолжение Продолжаем тему общения с Бессознательным. В прошлой заметке я говорил, что язык Бессознательного — это образы, символы, модальности и субмодальности....
- Раппорт с собой, другими, миром. Продолжение Здравствуйте! В прошлой заметке мы рассмотрели аспекты установления раппорта с другими. Кто уже попробовал рекомендованные мной техники метафорического раппорта, наверняка,...
- 7 видов психологического саботажа Все мы чего-то хотим. В основном — получать от жизни счастье, спокойствие, радость, любить и быть любимыми, иметь возможность путешествовать...
- Шкала от 0 до 10 как инструмент общения с Бессознательным Здравствуйте! В прошлой заметке я завел разговор о том, как можно выстроить диалог с Бессознательным, то есть получить доступ к...