Доброе утро! Эту заметку пишу из аэропорта Домодедово. Сюда примерно час назад совершил посадку самолет из Красноярска, где была проведена первая часть новогодних праздников. Идет подготовка ко второй. Один из моих образов, которые я прорабатывал в ходе работы над собой, реализуется в данный момент — кафе, ноутбук, капучино, ожидание рейса в Париж. Интересно вспомнить, как примерно год назад, 26 декабря аэропорт Домодедово напоминал картинку из фильма апокалиптического содержания — полное отсутствие света, лежащие на полу люди, кругом милиция, неразбериха. Тогда в результате обрыва проводов аэропорт полностью вышел из строя и «приходил в себя» в течение нескольких дней. Сейчас совсем другое дело — светло, комфортно, особенно на втором этаже, где нет людей и есть места в кафе.
Тема сегодняшней заметки — Субмодальности и их редактирование, относится к основам классического НЛП. Субмодальности, как качественные характеристики опыта, были открыты гениальным Ричардом Бендлером. До этого опыт рассматривался в четырех модальностях — VAKD (визуальная, аудиальная, кинестетическая, дискретная). То есть, то что мы видим, слышим, чувствуем и думаем. Субмодальности ввели дополнительные свойства — объект который мы видим, обладает целым рядом характеристик — яркость, фокус, расстояние, форма и так далее. То же самое касается других модальностей. Использование субмодальностей открыло принципиально новые возможности в работе с кодировками человеческого опыта. Давайте лучше перейдем к примерам.
Весь наш опыт каким-то образом закодирован в нашем Бессознательном. Абсолютно весь. Если вы вспомните своего, например, коллегу и представите его где-то в пространстве, то вы увидите его проекцию — то, как этот человек закодирован в вашем Бессознательном. Он может быть тусклым или ярким, большим или маленьким, стоять далеко или близко — все эти детали очень важны, все эти детали — и есть субмодальности. То, как вы видите этого человека, характеризует ваше к нему отношение. Отмечу, что вы увидите отношение Бессознательного, а не сознания, поэтому не удивляйтесь сюрпризам. Зачастую истинное положение вещей отличается от ваших о них представлений.
Речь не только о людях — кодируется абсолютно весь опыт. Воспоминания, события, отношение к ним. И теперь начинается самое интересное. Меняя структуру опыта, вы меняете и сам опыт. У вас есть неприятное воспоминание? Сделайте субмодальностное редактирование. Для начала «увидьте» картинку или фильм этого воспоминания — так вы определите кодировку этого опыта. Затем сделайте его черно-белым, маленьким, тусклым. Помните, в одной из заметок мы говорили про ассоциацию и диссоциацию? Это тоже субмодальности, и вы уже знаете, что надо с ними делать, если речь идет о негативном опыте. По тому же принципу можно усилить и позитивный опыт. И это лишь малая часть всего спектра вариантов работы с субмодальностями.
Чтобы вам было проще, я приведу краткий перечень субмодальностей.
Визуальные субмодальности
— Положение
— Расстояние
— Цветной – ч/б
— Цвета.
— Яркость
— Фокус
— Детальность
— Фон
— Форма
— Ассоциация – диссоциация
— Панорамность
— Граница
— Движение
— Пропорции
— Размерность
Кинестетические субмодальности
— Качество
— Интенсивность
— Положение
— Движение
— Направление
— Скорость
— Размер
Аудиальные субмодальности
— Положение
— Высота
— Громкость
— Моно/стерео
— Монотонность
— Темп
— Ритм
— Длительность
Редактирование субмодальностей дает безграничные возможности. Безответная любовь? Перенесите проекцию неудавшейся половины туда, где стоят безразличные вам люди. Скучно писать диссертацию? Приведите ее кодировку в соответствие с веселыми и приятными делами. Вас обидно оскорбили и у вас удрученное состояние? Отредактируйте этот опыт, чтобы он вас забавлял и вдохновлял на изменения. Здесь нет ограничений, разве что только ваша личная фантазия и уровень притязаний.
К слову, тема этой заметки пришла в самолете до Москвы, когда я перенес на неудобное самолетное кресло субмодальности своей домашней кровати, после чего с блаженством проспал весь полет. Даже шея не болела. Кровать была в виде тепло-синего вращающегося шара немного спереди-слева, самолетное кресло — в трех метрах спереди-справа, темно-синее, колючее и холодное, застывшее. Приблизил, пустил в движение, заменил цвет, добавил теплоты и… уснул. Совсем другое дело.
Любите себя, выбирайте для себя лучшее. Вы этого достойны уже по факту своего рождения. Встретимся в следующих заметках.
Удачного дня!
Рекомендуются к прочтению заметки:
Используем возможности модели ADDA
Настройка одного из механизмов восприятия
Победитель марафона в 300 миллионов участников
Возможно, вам будет интересно:
- Первая психологическая помощь В прошлой заметке я упомянул о техниках первой психологической помощи, и сейчас самое о них рассказать. Необходимость вывода человека из...
- Раппорт с собой, другими, миром. Продолжение Здравствуйте! В прошлой заметке мы рассмотрели аспекты установления раппорта с другими. Кто уже попробовал рекомендованные мной техники метафорического раппорта, наверняка,...
- Работа с дежурными жалобами Сегодня мы рассмотрим проработку такой любопытной разновидности внутреннего саботажа, как элементы органической речи, они же — дежурные жалобы. Напомню, дежурная...
- Настройка одного из механизмов восприятия В предыдущей заметке мы познакомились с замечательной моделью ADDA и ее возможностями на примере управления состоянием. Те, кто проделал предложенную...
- Как сделать правильный выбор? Одна из повседневных задач, которую с различной периодичностью решает каждый современный человек — это задача выбора. Выбор бывает большой и...